«Быть знаменитым некрасиво…»
Сценарий литературного вечера по творчеству Б. Л. Пастернака
Слайд 1 Звучит песня «Свеча горела»
Слайд 2 Портрет Б. Пастернака
Ведущий 1 Борис Пастернак - крупнейший русский писатель и поэт XX века, поднявшийся над годами забвения, над неприязнью и неприятием, над нелюбовью и ненавистью. Его наследие законно входит в сокровищницу русской и мировой культуры нашего времени, Оно завоевало любовь и признание самых взыскательных и строгих ценителей поэзии.
Слайд 3 Переулок Оружейный
Ведущий 2 10 февраля 1890 года в Москве, в районе старых Тверских-Ямских, в небольшом доме родился Борис Пастернак.
Слайд 4 Родители Пастернака
Его отец - известный художник, академик живописи Леонид Осипович Пастернак, мать -пианистка Розалия Исидоровна Кауфман, Именно она внушила сыну долго владевшую им любовь к музыке. Краски детства многое определили в жизни и творчестве поэта:
Слайд 5 Семья
О, детство (Ковш душевной глуби),
О, всех лесов абориген,
Корнями вросший в самолюбье,
Мой вдохновитель, мой регент!
Ведущий 1 Первые творческие пристрастия Пастернака были всецело в области музыки.
Слайд 6 Портрет Скрябина
« Больше всего на свете я любил музыку, больше всех в ней - Скрябина»,- говорил поэт. Борису предсказывали композиторское будущее, а его музыкальные сочинения получили одобрение Скрябина. Но Пастернака удручало отсутствие абсолютного слуха, и он оставил музыку « оправданно для себя, неожиданно и огорчительно для окружающих».
Слайд 7 Выпуск Московской гимназии
Окончив гимназию в 1908 году, Пастернак поступает на юридический факультет Московского университета, а в 1909 году по совету Скрябина переходит на исторический, который заканчивает по философскому отделению в 1913 году.
Слайд 8 Портрет Б. Пастернака
Ведущий 2 Еще в 1908 - 1909 годах у Пастернака - пробудился интерес к современной поэзии, хотя он не возлагал на свои стихотворные опыты никаких надежд. Но, получив одобрение литературоведа и' театроведа Сергея Дурылина, Пастернак продолжает занятия поэзией.
Ведущий 1 На пути от музыки к поэзии Пастернак испытывает еще одно увлечение - философией.
Слайд 9 Герман Коген
В 1912 году он едет в Германию, в старинный немецкий городок Марбург, где учится под руководством известного философа того времени Германа Когена.
Слайд 10 Портрет Б. Пастернака
Но и философия удержала Пастернака ненадолго; сквозь напряженные занятия философией бурно прорываются стихи. Тут нашли применение все его способности: верный и восприимчивый к окружающему миру глаз человека, воспитанного живописью; чуткий слух, вымуштрованный систематическими занятиями музыкой; способность философски осмыслить все увиденное и пережитое. Много лет спустя Пастернак напишет:
О, знал бы я, что так бывает,
Когда пускался на дебют,
Что строчки с кровью - убивают.
Нахлынут горлом и убьют!».
Когда строку диктует чувство,
Онo на сцену шлет paба,
И тут кончается искусство,
И дышат почва и судьба.
Время, проведенное в Марбурге, определило дальнейшую судьбу поэта и стало как бы символом победы призвания над порывами и увлечениями молодости. Этот период внутреннего становления поэта нашел яркое отражение в его стихотворении «Марбург».
Стихотворение «Марбург» на следующих 4 слайдах с изображением Марбурга (11, 12, 13, 14)
Слайд 15 Портрет Б. Пастернака
Ведущий 2 Литературный дебют Пастернака произошел в 1913 году, когда вышел в свет альманах «Лирика», изданный содружеством поэтов литературного кружка. Пастернак был представлен в альманахе пятью стихотворениями. А в 1914 году выходит первый сборник Бориса Пастернака «Близнец в тучах», состоящий уже из 21 стихотворения.
Слайд 16 Книга «Поверх барьеров»
Вторая книга - «Поверх барьеров» - была опубликована с цензурными изъятиями в 1917 году, еще до Октябрьской революции.
Слайд 17 Книга «Сестра моя – жизнь»
Примерно тогда же, летом 1917 года, была написана, но издана пятью годами позже книга «Сестра моя - жизнь». Ее издание стало крупнейшей вехой на литературном пути поэта. Эта книга выдвинула автора в число великих русских поэтов послереволюционной поры. В ней открылась едва ли не самая важная черта поэзии Пастернака - ее нераздельная слитность с миром природы.
Сестра моя - жизнь и сегодня в разливе
Расшиблась весенним дождем обо всех,
Но люди в брелоках высоко брюзгливы
И вежливо жалят, как змеи в овсе*
У старших на это свои есть резоны.
Бесспорно, бесспорно смешон твой резон,
Что в грозу лиловы глаза и газоны
И пахнет сырой резедой горизонт...
Слайд 18 Портрет Б. Пастернака
Ведущий 1 В природе, как видит ее поэт, преобладает беспорядок, свежий хаос, наплыв безудержных влечений, хлещущих через край. Характерны такие пастернаковские эпитеты: « в бреду», « в лихорадке», «был мак, как обморок», « грозой одуренная влага». Ни у кого природа не одушевлена так, как у Пастернака, причем у нее душа озорницы, проказницы, движения которой суматошны и порывисты. Любимые пастернаковские образы - мелкие, дробные части природы: ветки, почки, капли, льдинки, градинки, снежные хлопья, стручки гороха: все, что сыплется, брызжет, катится, шевелится, трепещет, воплощая неусыпное кипение жизни. Яркий пример этому - знаменитое стихотворение « Определение поэзии», вошедшее в книгу «Сестра моя - жизнь»:
Это - круто налившийся свист,
Это щелканье сдавленных льдинок,
Это - ночь, леденящая лист.
Это — двух соловьев поединок.
Это сладкий заглохший горох,
Это - слезы вселенной в лопатках,
Это - с пультов и с флейт - Figaro
Низвергается градом на грядку.
Ведущий 2 По количеству стихотворений, посвященных временам года и отдельным месяцам, Пастернак занимает первое место в русской поэзии («Март», «Июль», «Август», «Январь 1919 года» и другие стихотворения). Одно из самых ранних произведений поэта - «Февраль. Достать чернил и плакать!»
Февраль, Достать чернил и-плакать!
Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Весною черною горит.
Достать пролетку. За шесть гривен,
Чрез благовест, чрез клик колес
Перенестись туда, где ливень
Еще шумней чернил и слез.
Где, как обугленные груши,
С деревьев тысячи грачей
Сорвутся в лужи и обрушат
Cухую грусть на дно очей.
Над ней проталины чернеют,
И ветер криками изрыт,
И чем случайней, тем вернее
Слагаются стихи навзрыд.
Слайд 19 Книги Б. Пастернака
Ведущий 1 После Октябрьской революции в творчестве Пастернака наметился переход к эпосу. Написаны поэмы «Высокая болезнь», «Девятьсот пятый год», «Лейтенант Шмидт», «Воздушные пути», роман в стихах «Спекторский», в которых поэт размышляет о драматической судьбе личности в революции.
Слайд 20 Портрет Б. Пастернака
Вторая половина 20-х и первая половина 30-х годов – зенит литературной славы молодого Бориса Пастернака. Издательства охотно печатают его книги, пресса помещает на них благожелательные рецензии, мягко журя поэта за «трудность формы»; но признавая его огромный талант. Но в то же время начало 30-х годов было окрашено для Бориса Пастернака в страшные трагические тона, как бы предвещавшие в дальнейшем то множество ударов, потрясений и потерь, которые ему предстояло вынести. Тяжелейшим ударом явилось для него самоубийство Маяковского. Эта утрата сгустила мрак и чувство безысходности, которые одолевали его в последнее время.
Слайд 21 Книга «Второе рождение»
В 1930-1931 годы Пастернак создает книгу «Второе рождение», в которой пытается взглянуть без пелены «на жизнь страны, прочесть ее завтрашний день».
Слайд 22 Портрет З. Н. Нейгауз
Ведущий 2 В то же время «Второе рождением - это поэтическая летопись зрелой и вместе с тем безумной влюбленности в Зинаиду Николаевну Нейгауз.
Любить иных - тяжелый крест,
А ты прекрасна без извилин,
И прелести твоей секрет
Разгадке жизни равносилен.
Весною слышен шорох снов
И шелест новостей и писем.
Ты из семьи таких основ,
Твой смысл, как воздух, бескорыстен
Ведущий 1 Это - о ней, вдохновительнице, друге, жене.
Слайд 23 Портрет З. Н. Нейгауз (Песня «Свидание»)
Жизнь Зинаиды Николаевны сложилась так, что красавица, пианистка, она, защищая интересы Пастернака, вынуждена была заниматься «прозой жизни», домом, семьей. В 1930 году в своем письме к жене Пастернак признавался: « Какая может быть безысходность, когда жизнь никогда не была для меня таким большим, таким прекрасным, таким облагораживающим выходом, как Вы».
Слайд 24 Б. Пастернак
Ведущий 2 Начиная с 1936 года поэт живет в подмосковном поселке Переделкино, и его работа носит систематический и сосредоточенный характер. Здесь он пишет стихи и прозу, переводит стихи ряда грузинских, английских, французских поэтов, пьесы Шекспира, «Фауста» Гете.
Слайд 25 (Песня «Никого не будет в доме»)
Слайд 26 Портрет Б. Пастернака
Нарастающая волна репрессий вызвала в Пастернаке чувство «исторической порчи», которое привело его к почти полному разрыву с официальной литературной средой.
Слайд 27 Б. Пастернак на съезде писателей
В 1934 году на Первом Всесоюзном съезде советских писателей он провозгласил свой жизненный принцип: « Не жертвуйте лицом ради положения». С осени 1936 года против поэта стали выдвигаться недвусмысленно угрожающие политические обвинения. Борису Пастернаку давали понять, какая участь его ожидает.
Слайд 28 Портрет Б. Пастернака
Ведущий 1 Говорят, когда Сталину доложили, что арест Пастернака подготовлен, « лучший друг писателей» вдруг продекламировал: « Цвет небесный, синий цвет…», а потом изрек: « Оставьте его, он – небожитель.
Слайд 29 Портрет Б. Пастернака +(Стихотворение «Цвет небесный, синий цвет» в исполнении автора)
Ведущий 2 В начале Великой Отечественной войны Пастернак проходил курсы военного обучения, добивался разрешения пойти на фронт
Слайд 30 Дом в Чистополе, где жил Пастернак
но был эвакуирован с семьей в город Чистополь, где жили в ту пору и другие писатели.
Слайд 31 Писательская бригада на фронте
В 1943 году с бригадой, в которую' входили многие известные писатели, Пастернак ездил на фронт, В результате этой поездки были написаны очерки в прозе и большой цикл стихотворений.
Слайд 32 Б. Пастернак на фронте. 1943 г.
Поэт пишет стихи о тружениках войны «Смерть сапера», «Разведчики», «Победитель» и другие.
Слайд 33 Портрет Б. Пастернака
Вы помните еще ту сухость в горле,
Когда бряцая голой силой зла,
Навстречу нам горланили и перли
И осень шагом испытаний шла?
Но правота была такой оградой,
Которой уступал любой доспех.
Bсe воплотила участь Ленинграда,
Стеной стоял он на глазах у всех.
И вот пришло заветное мгновенье:
Он разорвал осадное кольцо.
И целый мир, столпившись в отдаленьи
В восторге смотрит на его лицо,
Как он велик! Какой бессмертный жребий!
Как входит в цепь легенд его звено!
Все, что возможно на земле и в небе,
Им вынесено и совершено.
Ведущий 1 В 1943 году выходит сборник «На ранних поездах, в 1945 - «Земной простор», в котором наметился отход от прежней поэтики, стремление к классически ясному стилю. Пастернак - живописец в поэзии. Его стихи - живое письмо, обладающее цветом, вкусом, звуком... В 50-е годы поэт переживает глубокий кризис. Именно в то время его уже, наверное, стало тяготить сознание, что он вот так и проживет свою жизнь всеми забытым, безвестным отшельником. Временами он, вероятно, стыдился этих своих тайных подспудных желаний, «вытеснял» их, гнал от себя прочь. В это время Пастернак создает стихотворение, в котором именно себе внушает, именно себя уговаривает:
Слайд 34 Портрет Б. Пастернака
Быть знаменитым некрасиво.
Не это подымает ввысь.
Не надо заводить архива
Над рукописями трястись.
Цель творчества - самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.
Но надо жить без самозванства
Так жить, чтобы в конце концов
Привлечь к себе любовь пространства,
Услышать будущего зов»
И надо оставлять пробелы
В судьбе, а не среди бумаг,
Места и главы жизни целой
Отчеркивая на полях.
И окунуться в неизвестность,
И прятать в ней свои шаги,
Как прячется в тумане местность,
Когда в ней не видать ни зги.
Другие по живому следу
Пройдут твой путь за падью пядь,
Но пораженья от победы
Ты сам не должен отличать,
И должен ни единой долькой
Не отступаться от лица,
Но быть живым, живым и только,
Живым и только до конца.
Ведущий 2 Почти всю свою творческую жизнь Пастернак пишет и прозу. В 1922 году в альманахе «Наши дни» была напечатана повесть «Детство Люверс».
После войны Пастернак решает вернуться к давно задуманному роману в прозе. Большое произведение под предварительным названием «Мальчики и девочки» было начато зимой 1945 -46 года. И завершено в 1956 году.
Слайд 35 Обложка книги "Доктор Живаго"
В окончательном варианте роман был озаглавлен «Доктор Живаго». Само это произведение - духовная автобиография Пастернака, написанная с предельной откровенностью. В центре романа - образ интеллигента Юрия Живаго, стоящего на трагическом распутье между личным миром и общественным бытием. Новаторство, моральная и интеллектуальная сила этого произведения в том, что оно содержит в себе не прозаическое, а поэтическое отношение к действительности, колебания и сомнения русского интеллигента.
Слайд 36 Портрет Б. Пастернака + песня на стихотворение «Гамлет» из поэтической тетради
Юрия Живаго
Ведущий 1 Предполагалось, что роман «Доктор Живаго» будет печататься в журнале «Новый мир» и выйдет отдельной книгой. Однако «Новый мир», обосновав свое мнение коллективным письмом, подписанным известными писателями, отказался публиковать роман. В то же время пришло предложение из Милана об издании романа в Италии. Пастернак был рад этому предложению и в 1957 году «Доктор Живаго» вышел на итальянском языке.
Ведущий 2 Хотя роман уже появился на Западе, официально о нем в нашей стране молчали, Однако Пастернак уже жил в ожидании бури, а может быть и расплаты.
Слайд 37 Б. Пастернак
В 1958 году «за значительные достижения в современной лирической, поэзии, а также за продолжение традиции великого русского эпического романа» Борису Леонидовичу Пастернаку была присуждена Нобелевская премия. Поскольку считалось, что премия присуждена именно за «диссидентский» роман «Доктор Живаго», не опубликованный на родине автора, ее присуждение вызвало шквал возмущения советских властей и литературных кругов. Пастернаку было предложено покинуть пределы СССР. Все это заставило писателя отказаться от награды. В телеграмме, посланной в адрес Шведской академии, Пастернак писал: « В силу того значения, которое получила присужденная мне награда в обществе, к которому я принадлежу, я должен от нее отказаться. Не сочтите за оскорбление мой добровольный отказ».
Ведущий 1 В своем письме на имя Хрущева Пастернак так ответил на предложение покинуть страну: «Покинуть Родину для меня равносильно смерти. Я связан с Россией рождением, жизнью и работой». Лучше всего свое настроение после публикации романа, принудительного отказа от Нобелевской премии и исключения из Союза писателей Пастернак выразил в стихотворении «Нобелевская премия».
Я пропал, как зверь в загоне.
Где-то люди, воля, свет,
А за мною шум погони.
Мне наружу хода нет..
Темный лес и берег пруда,
Ели сваленной бревно.
Путь отрезан отовсюду,
Будь что будет, все равно.
Что же сделал я за пакость,
Я, убийца и злодей?
Я весь мир заставил плакать
Над красой земли моей.
Но и так, почти у гроба.
Верю я, придет пора,
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра.
Ведущий 2 Но судьба книги была предрешена на 30 лет вперед. Спустя более чем четверть века роман «Доктор Живаго» был напечатан в журнале «Новый мир».
А в декабре 1989 года Шведская академия вручила Нобелевскую медаль сыну Пастернака, сожалея о том, что лауреата уже нет в живых.
Борис Пастернак умер 30 мая I960 года от рака легких. Он был похоронен в Переделкине, где жил многие годы. На его смерть Анна Ахматова написала стихотворение «Памяти поэта»:
Умолк вчера неповторимый голос,
И нас покинул собеседник рощ,
Он превратился в жизнь дающий колос
Или в тончайший, им воспетый дождь.
И все цветы, что только есть на свете,
Навстречу этой смерти расцвели.
Но сразу стало тихо на планете
Носящей имя скромное Земли.
Ведущий 1 Борис Леонидович Пастернак прожил свою жизнь именно так, как ему хотелось: « ни единой долькой не отступаясь от лица». Имя его навсегда останется в истории русской литературы: людям всегда будут нужны его одухотворенные, чудесные и полные жизни лирика и проза. У Бориса Леонидовича учились и учатся многие писатели и поэты. Недаром именно к нему обращены строки Евтушенко:
Слайд 44 Заголовок
Дай, Пастернак, смещенье дней,
Смущенье лета,
Сраженье запахов, теней
С мученьем века,
Чтоб слово, садом бормоча,
Цвело и зрело.
Чтоб вовек твоя свеча во мне горела
Слайд 45 Портрет Б. Пастернака + песня «Свеча горела»