«Я научила женщин говорить»
Сценарий литературно – музыкальной композиции
к 130 – летию со дня рождения А. А. Ахматовой
Слайд 1
Портрет А. Ахматовой на фоне аудио (песня «Сад»)
Слайд 2 Портрет А. Ахматовой
Ведущий 1 Анна Ахматова. Среди читаемых поэтов XX века она занимает особое место в наших сердцах.
Ведущий 2 Анна Андреевна прожила сложную жизнь. Судьбой ей было предназначено нести на своих плечах и бремя славы, и тяжесть отчаяния. Каких только испытаний не выпало на ее долю! Развод родителей, смерть сестер от чахотки, личные трагедии, две революции, две страшные войны, обиды, и предательства... Но с поникшей головой ее не видел никто и никогда. Анна Ахматова очень любила жизнь, любила людей и была готова существовать в согласии и с теми, и с другими. Но сложившаяся историческая ситуация такой возможности ей не предоставила...
Ведущий 1 Ахматова вступила в литературу сразу как вполне зрелый поэт, она никогда никого не напоминала, и никто из подражателей не приблизился к ее уровню. Уже в 19 веке в России было много женщин, писавших стихи, но впервые женщина обрела поэтический голос такой силы. « Я научила женщин говорить...»- заметила Анна Ахматова в своей эпиграмме.
Слайд 3 А. Ахматова с семьей
Ведущий 2 Анна Андреевна Ахматова родилась 23 июня 1889 года под Одессой, в семье морского офицера, многолюдной и не очень благополучной. Годовалым ребенком была перевезена в Царское Село, и прожила там до 16 лет, любуясь зеленью прекрасных садов.
Слайд 4 Портрет матери И. Стоговой
Ее мать, Инна Эразмовна Стогова, происходила из старинного дворянского рода. Она была очень красива: огромные голубые глаза, черные до колен волосы, удивительно нежный цвет лица. Ее характерная форма носа с горбинкой досталась и дочери. Она хорошо знала литературу и любила стихи.
Ведущий 1 Об отце, Андрее Антоновиче Горенко, Анна Ахматова вспоминать не любила. Он быстро расточил состояние семьи и затем покинул ее. Хотя родители были здоровы, дети умирали от туберкулеза - три сестры умерли одна за другой.
Слайд 5 Аня Горенко (Ахматова)
Возможно, этими потерями объясняются мотивы обреченности в ранних стихах Ахматовой. Через много лет она так опишет эти годы...
И никакого розового детства...
Веснушечек, и мишек, и игрушек,
И добрых теть, и страшных дядь, и даже
Приятелей средь камешков речных.
Ведущий 2 Дом для Анны не был теплым гнездом. Конфликт между отцом и матерью, который в конце концов привел к разрыву, не прибавил детству светлых красок.
Ведущий 1 Летние месяцы семья проводила в Крыму. Босоногая, в легком платье, она бродила по берегу и время от времени бросалась в волны, чтобы уплыть за горизонт. В пять лет, слушая, как учитель занимается со старшими, Анна начала говорить по-французски. В 11 лет написала первое стихотворение.
Слайд 6 Портрет А. Ахматовой на фоне аудио
(стихотворение «Сжала руки под темной вуалью»)
Отец, узнав, что дочь пишет стихи, приказал ей не позорить его фамилии. И тогда Анна Андреевна взяла фамилию своей татарской прабабушки, княжны Ахматовой.
Слайд 7 Анна Горенко гимназистка
Ведущий 2 Обладая феноменальной памятью, Анна хорошо училась в гимназии. Первыми поэтами, с творчеством которых Ахматова познакомилась в детстве, были Н.А. Некрасов и Г.Р. Державин. В юности читала латинских авторов: Горация и Овидия, знала французский, немецкий и итальянский языки. А потом выучила английский для того, чтобы читать в оригинале Шекспира.
Слайд 8 Л.Гумилев и А.Ахматова
Ведущий 1 В 1903 году Ахматова познакомилась с Николаем Гумилевым, который не мог не заметить божественную таинственную красоту Анны, очень высокой и стройной, с прямыми густыми волосами, с серыми глазами на неестественно бледном лице. Ее, еще совсем неизвестную, писал итальянский художник А. Модильяни, и позже много ее портретов создадут другие известные художники.
Ведущий 2 С первого же дня Анна стала центром жизни и поэзии Гумилева. Сама же она довольно холодно относилась к ухаживаниям некрасивого, долговязого подростка, называя их «притязаниями», и в течение нескольких лет отказывалась стать его женой. Трижды покушался на свою жизнь Гумилев, бежал от нее в Париж, в Египет, но забыть Анну не смог. В 1910 году, после семи лет знакомства противостояние было сломлено, и они обвенчались.
Ведущий 1 Однажды, сидя у окна в ожидании мужа и читая книгу, Анна вдруг поняла, что должна делать, - она должна писать. А когда Гумилев вернулся из поездки, и Ахматова прочла ему то, что написала, он сразу сказал: « Ты - поэт, надо делать книгу».
Ведущий 2 В 1912 году выходит первый сборник стихов Ахматовой «Вечер», который вызвал положительные отзывы у критиков. Она была замужем за поэтом, и это давало повод его поклонницам говорить, что именно Гумилев «создал Ахматову». Сегодня ясно, как это несправедливо. Поэта невозможно создать, а на Ахматову, всегда верящую себе, вообще влиять было невозможно. У нее были дар, безупречный вкус, отвращение ко всему поддельному, пошлому и твердое нравственное основание.
Слайд 9 А.Ахматова и Л.Гумилев с сыном
Ведущий 1 Брак Ахматовой с Гумилевым нельзя назвать удачным - она вышла за него не по большой любви, но старалась быть хорошей женой, к тому же родила сына - Льва. Но она не занималась бытом, а писала стихи и Гумилеву это и нравилось, и раздражало. А он становился популярным, вокруг него постоянно вились ученицы и поклонницы... И они, два поэта, крупные, свободолюбивые личности, не смогли ужиться.
Слайд 10 Портрет А. Ахматовой на фоне аудио
(песня «О жизнь без завтрашнего дня»)
Ведущий 2 В первом браке завязывается такой тугой узел судьбы, который Анна Ахматова так и не сможет разрубить.
Слайд 11 Л.Н.Гумилев
Сын Лев, неординарный мальчик, выросший в известного ученого-востоковеда, с юных лет до самой старости будет высчитывать те малые «проценты времени», когда мать думала о нем. В потере лучших лет, отнятых тюрьмой, и ГУЛАГом, он обвинит ее, свою мать. В своем бездомье - ее, бездомную. В своем одиночестве - ее, одинокую.
Ведущий 1 Ахматова хлопотала за сына, сгибая гордую спину перед сильными мира сего, просила посодействовать. Писала стихи во славу Сталина, которых стыдилась. Лишь бы выпустили Леву... Она не была плохой матерью, правда и всепоглощенной материнством тоже. У нее на земле была еще одна трудная роль - поэт.
Слайд12 Книга стихов «Четки»
Ведущий 2 Но вернемся к началу творческого пути Ахматовой. Сборник стихов «Вечер» разошелся моментально, но широкую известность ей принесла книга стихов «Четки», вышедшая в 1914 году, прямо перед войной. Ахматову считали единственной представительницей женской поэзии, дамской интимной лирики. Поэтесса заговорила полным голосом о том, что раньше разрешалось воспевать в поэзии только мужчинам.
Слайд 13 А. Ахматова в юности
Ты письмо мое, милый, не комкай.
До конца его, друг, прочти.
Надоело мне быть незнакомкой,
Быть чужой на твоем пути.
Не гляди так, не хмурься гневно,
Я любимая, я твоя
Не пастушка, не королевна
И уже не монашенка я-
В этом сером будничном платье,
На стоптанных каблуках...
Но, как прежде, жгуче объятье,
Тот же страх в огромных глазах.
Ты письмо мое, милый, не комкай,
Не плачь о заветной лжи.
Ты его в твоей бедной котомке
На самое дно положи.
Слайд 14 Портрет А. Ахматовой на фоне аудио
(песня «Сладкий запах синих виноградин»)
Слайд 15 Портрет А.Ахматовой
Ведущий 1 С годами в глазах Ахматовой, в осанке, в обращении с людьми наметилась главная черта ее личности - величавость. Не спесивость, не надменность, а именно царственная величавость - и здесь не было чего-то искусственного, это выходило само собой. К. И. Чуковский вспоминал: « За все полвека, что мы были знакомы, я не помню ни одной просительной, жалкой или мелкой улыбки».
Слайд 16 Книга стихов «Белая стая»
Ведущий 2 Третья книга стихов - « Белая стая» - выходит в сентябре 1917 года. Поэта занимают уже не только личные переживания, но и приближающиеся события - революция. Меняется и поэтическая манера: на смену живому разговору с читателем приходят интонации боли, трагедии, пророчеств. У этого сборника не было шумной прессы. Голод и разруха росли с каждым днем, поэтому стихи, по мнению самой Ахматовой, не были оценены по достоинству.
Слайд 17 А. Ахматова в 20-е годы
Ведущий 1 Октябрьскую революцию Ахматова не приняла: «все расхищено, предано, продано», « все голодной тоскою изглодано».
Пахнет гарью.
Четыре недели
Торф сухой по болотам горит.
Даже птицы сегодня не пели,
И осина уже не дрожит.
Стало солнце немилостью Божьей,
Дождик с Пасхи полей не кропил
Приходил одноногий прохожий
И один во дворе говорил:
Сроки страшные близятся.
Скоро
Станет тесно от свежих могил.
Ждите глада, и труса, и мора,
И затменья небесных светил.
Только нашей земли не разделит
На потеху себе супостат:
Богородица белый расстелет
Над скорбями великими плат».
Ведущий 2 Но Ахматова не покинула Россию, отвергла «утешные» голоса, зовущие на чужбину, где оказались многие ее современники - И. Бунин, К. Бальмонт, Г. Иванов и другие.
Не с теми я, кто бросил землю
На растерзание врагам.
Их грубой мести я не внемлю,
Им песен я своих не дам.
Но вечно жалок мне изгнанник,
Как заключенный, как больной.
Темна твоя дорога, странник,
Полынью пахнет хлеб чужой.
А здесь, в глухом чаду пожара
Остаток юности губя,
Мы ни единого удара
Не отклонили от себя.
И знаем, что в оценке поздней
Оправдан будет каждый час...
Но в мире нет людей бесслезней,
Надменнее и проще нас.
Ведущий 1 Очевидно, что это декларация собственной позиции: не с теми, кто вверг Россию в кровавое междоусобье, но и не с теми, кто покинул ее в этот страшный час. Это стихи о трагедии безысходности.
Ведущий 2 Наступил 1921 год. В жизни Ахматовой происходит страшное, трагическое событие: как участник контрреволюционного заговора расстрелян Николай Степанович Гумилев. Ахматова испытывала острое горе, несмотря на разрыв с мужем. Память о нем преследовала поэта всю жизнь, через все свои трагические любви и браки пронесла Ахматова неиссякаемое чувство уважения к Гумилеву.
Слайд 18 Б. Анреп и А.Ахматова
Ведущий 1 Но был в ее жизни и еще один замечательный человек. Еще в 1917 году во время массовой эмиграции появляется стихотворение «Мне голос был, он звал утешно...». Голос этот принадлежал художнику Борису Анрепу. Ему Ахматова посвятила стихов больше, чем кому бы то ни было. Он стал для нее чем-то вроде дальней любви, вечно желанной и недосягаемой. Во время Февральской революции с риском для жизни он пришел к Ахматовой, звал ее с собой в Англию, но она не поехала.
Слайд 19 Б. Анреп и А.Ахматова на фоне аудио (стихотворение «Мне голос был»)
Слайд 20 Портрет А. Ахматовой
Ведущий 2 С 1923 по 1935 год Анна Ахматова почти не создает стихов, с 1924 года поэта перестают печатать - начинается ее травля в критике.
Слайд 21 А. Ахматова и В. Шилейко
Перелом в судьбе Анны Андреевны был связан и с личностью Владимира Шилейко - ее второго мужа, ученого - востоковеда, человека выдающегося, знавшего 40 языков, и к тому же поэта. Только вот для совместной жизни он не подходил. Анна Андреевна вспоминала, что в эти годы семья существовала только благодаря пайку. В очередях за ним Ахматова и услышала однажды знаменитое: « Вас здесь на стояло!», которое так поразило ее.
Ведущий 1 Семейная жизнь не ладилась. Шилейко был одержим «мужскими комплексами»- сломать, подчинить жену, стать для нее всем. Рукописи Анны Ахматовой муж демонстративно сжигал в самоваре. В основе этого лежала дикая ревность не только к другим мужчинам, но и к творчеству, к успеху.
Ты всегда таинственный и новый.
Я тебе послушней с каждым днем,
Но любовь твоя, о друг суровый,
Испытание железом и огнем.
Запрещаешь петь и улыбаться,
А молиться запретил давно.
Так, земле и небесам чужая,
Я живу и больше не пою,
Словно ты у ада и у рая
Отнял душу вольную мою.
Ведущий 2 «Мне муж палач, а дом его тюрьма» -, писала Анна.
Слайд 22 А. Ахматова и Н. Пунин
Из этой « тюрьмы» она переселится в отвратительную коммуналку – уйдя от Шилейко к историку, искусствоведу Николаю Пунину. По иронии судьбы, часто и подолгу бывая в «сиятельных» домах, Ахматова никогда не имела своего угла. До глубокой старости она, ненавидевшая переезды, большие пространства, шумное уличное движение - будет скитаться по друзьям, домам творчества и больницам.
Ведущий 1 В этом браке она не жертвует своей музой, просто та редко ей является - жарить котлеты и одновременно писать стихи она не умела. Она много читает, исследует произведения и биографию А. С. Пушкина, увлекается архитектурой и живописью. Оставив всякую надежду на единение душ в супружестве, она и этот союз назвала «одиночеством вдвоем».
От тебя я сердце скрыла,
Словно бросила в Неву...
Прирученной и бескрылой
Я в дому твоем живу.
Только... ночью слышу скрипы.
Что там - в сумраках чужих?
Шереметьевские липы...
Перекличка домовых...
Осторожно подступает,
Как журчание воды,
К уху жарко приникает
Черный шепоток беды -
И бормочет, словно дело
Ей всю ночь возиться тут:
«Ты уюта захотела,
Знаешь, где он - твой уют?»
Слайд 23 А. Ахматова и Н. Пунин на фоне аудио
(песня «О тебе вспоминаю я редко»)
Слайд 24 А. Ахматова в 20-е годы
Ведущий 2 С 1925 года творчество Ахматовой все больше испытывает на себе гнет цензурных запретов: поэтессе вменяли в вину, что в ее стихотворениях нет восторга перед революцией. Двухтомное собрание сочинений, которое готовилось к печати в эти годы, не выходит. От нее требовали, чтобы не было в ее стихах ни мистицизма, ни пессимизма, ни политики. Новой власти эти «упаднические» чувства были не нужны. В 1929 году властью было принято решение: «не арестовывать, но и не печатать». И Ахматову перестали печатать в журналах, приглашать на литературные вечера. В это же время преобразовывали Союз писателей, из которого она демонстративно вышла.
Слайд 25 А. Ахматова в 30-е годы
Ведущий 1 Эти годы она сама называет опытом «страха, скуки, пустоты, смертного одиночества». Выйдя из Союза писателей, живет в нищете. В 1934-1935 годах репрессируют многих писателей, в том числе О. Мандельштама. Муж Ахматовой Н. Пунин и сын находятся в тюрьме...
Семнадцать месяцев кричу,
Зову тебя домой.
Кидалась в ноги палачу-
Ты сын и ужас мой.
Все перепуталось навек,
И мне не разобрать
Теперь, кто зверь, кто человек
И долго ль казни ждать.
Слайд 26 А. Ахматова «Реквием»
Ведущий 2 Осенью 1935 года Анна Ахматова начинает писать свое самое известное стихотворение «Реквием». Оно занимает особое место в ряду антитоталитарных произведений. Ахматова не прошла лагерь, не арестовывалась, но тридцать лет жила в предчувствии скорого ареста и в непрерывном страхе за судьбу сына Льва Гумилева.
Слайд 27 Портрет А. Ахматовой на фоне аудио («Реквием с Предисловием в исполнении автора)
Слайд 28 А. Ахматова в 40-е годы
Ведущий 1 Великая Отечественная война застала Ахматову в Ленинграде. Сын все еще отбывал срок в ГУЛАГе. Она, как многие в то время, дежурила по ночам с тяжелой сумкой противогаза и лопатой в руках, спасая статуи Летнего сада от бомб и осколков. Мужество и величие ее души в эти дни были абсолютными. Ахматова пишет «Клятву» - присягу на верность Родине, выступает по Ленинградскому радио.
И та, что сегодня прощается с милым, -
Пусть боль свою в силу она переплавит.
Мы детям клянёмся, клянёмся могилам,
Что нас покориться никто не заставит!
Слайд 29 А. Ахматова в 40-е годы на фоне аудио (стихотворение «Мужество»)
Ведущий 2 Для нее понятия « Россия», « Родина» были священны. О том, как она любила Россию, чтила русский язык, лучше всего сказано в стихотворении «Мужество».
Слайд 30 А. Ахматова в 40-е годы
Ведущий 1 После войны Ахматова снова печатается в журналах, много выступает, читает. В это время её творчеству присущи свобода, радостная эйфория. Она думала, что будет писать то, что считает необходимым. Но после постановления « О журналах «Звезда» и «Ленинград» опять запестрели заголовки: « Безыдейная поэзия Ахматовой», «Поэзия, вредная и чуждая народу». Три книги, находившиеся в наборе, уничтожены. Ее творчество было названо «поэзией взбесившейся барыньки, мечущейся между будуаром и молельней», Анне Андреевне стало плохо. Собратья - писатели тут же исключили ее из своего Союза. Однако Ахматова только пожала плечами: «Зачем великой стране надо пройти танками по грудной клетке одной больной старухи?»
Ведущий 2 Ее не печатали почти 20 лет. Страшное испытание для поэта. Она продолжала писать «для будущего», а на жизнь текущую зарабатывала переводами, которые подбрасывали друзья. Они всегда были рядом - никто не отвернулся от опального автора.
Слайд 31 Портрет А.Ахматовой
Ведущий 2 Когда ее возраст пересек 70-летнюю черту, когда ее черная челка, опускавшаяся на прямые строгие брови, освещенная зеленовато-сероватым светом удлиненных глаз, побелела и откинулась на затылок, обнаружив прекрасный, высокий лоб, когда ее походка стала подчеркнуто степенной, к ней пришла слава, не изменчивая и не ветреная, как прежде, и уже неотступно следовала за ней. Она принимала ее как должное, с полным сознанием своего достоинства как поэта и человека. Эта слава была не только в ее родной стране.
Слайд 32 На вручении итальянской литературной премии
Ведущий 1 На закате дней «королеве Серебряного века» было позволено принять итальянскую литературную премию «Этна - Таормина» и звание почетного доктора Оксфордского университета. В 1965 году выходит итоговый сборник «Бег времени». В нем - осмысление русской трагедии XX века, верность нравственным основам бытия, психология женских чувств.
Слайд 33 Здесь похоронена А.Ахматова
Ведущий 2 Анна Ахматова скончалась 5 марта 1966 года в Москве. Похоронили ее на кладбище в Комарово под Санкт - Петербургом. И летом, и зимой на ее могиле лежат живые цветы. Дорожка к могиле не зарастает травой летом и не заносится снегом зимой. К ней приходит и юность, и старость. Для многих она стала необходимой. Для многих ей еще предстоит необходимой стать...
Слайд 34 Портрет А. Ахматовой на фон аудио
(стихотворение «Но я предупреждаю вас»)
Слайд 35 Портрет А. Ахматовой на фоне аудио
(песня «Шиповник» в исполнении В. Леонтьева)