"Смех сквозь слёзы"
Литературная композиция
к 125 - летию со дня рождения М. Зощенко
Ведущий 1 В одном гараже один шофер обманул своих товарищей. Обманщика, конечно, поймали, как говорится, с поличным и стали сообща решать, что с ним делать. Одни сказали: выгнать его, к чертовой бабушке с работы и больше никогда с ним даже не здороваться. Другие сказали очень строго: арестовать. А третьи..., третьи сказали: « ...отвести к писателю Зощенко, и пусть он с него напишет смешной рассказ».
Немножко похоже на анекдот... Однако это вполне реальная история, которую в 1930 году знаменитый журналист Михаил Кольцов рассказал на Съезде писателей. Писатели очень смеялись. А на самом деле, наверное, завидовали, потому что такой славы ни у кого из них не было. Такую славу даже трудно себе представить: всего через три - четыре года после публикации первого рассказа имя Зощенко знала вся страна.
Ведущий 2 « Журналы оспаривали право печатать его новые рассказы. Его книги, одна опережая другую, издавались и переиздавались чуть ли не во всех издательствах...» За десять лет литературной работы «дважды успело выйти шеститомное собрание его сочинений... Со всех эстрадных подмостков под восторженный смех публики читали Зощенко...Почтальон приносил пачки писем. Ему названивали по телефону, не давали проходу на улицах. Его узнавали в трамвае, осаждали в гостиницах...
Чем же объяснить столь небывалую известность и популярность? Односложно ответить затруднительно: есть целый ряд моментов, касающихся, как самого писателя, так и времени, когда он начал писать.
Ведущий 1 Родился Михаил Зощенко в 1894 году в Петербурге в небогатой семье художника - передвижника Михаила Ивановича Зощенко. Мать Елена Осиповна Сурина, кроме домашних забот, была занята написанием рассказов о жизни бедняков, которые печатали в газете « Копейка». После смерти мужа Елена Осиповна, страдая от унижения, обивала пороги присутственных мест с просьбой о пособии для своих восьмерых детей. Будущий писатель на себе ощутил , как несправедливо устроен мир, в котором ему довелось родиться.
Ведущий 2 Гимназию Зощенко закончил кое-как, имел даже единицу за сочинение о тургеневских героинях. На юридическом факультете университета проучился всего год: началась Первая мировая война, и восемнадцатилетний Зощенко, прослушав ускоренные военные курсы, уехал прапорщиком на фронт. О его героизме можно было бы, наверное, написать роман или стихи, но в автобиографии он сообщает с телеграфной краткостью : « На фронте пробыл два года. Участвовал во многих боях, был ранен и отравлен газами. Имел четыре боевых ордена и чин штабс-капитана»
Ведущий 1 Прежде чем сесть за писательский стол Зощенко перепробовал множество профессий. Вот как он сам об этом говорит: «...Профессий у меня было очень много. Об этом я всегда говорю без иронии. Даже с некоторым удивлением к самому себе. Наиболее интересные профессии, кроме самых разнообразных военных, были такие: студент Петроградского университета, комендант почты и телеграфа ( при Керенском ), агент уголовного розыска, инструктор по кролиководству и куроводству, постовой милиционер, телефонист пограничной охраны, сапожник, конторщик Петроградского военного порта. И это далеко не полный перечень того, кем был и что делал Зощенко, куда бросала его жизнь. Но этот перечень необходим. За сухими строчками зощенковской анкеты проглядывает время, ставшее тяжелым испытанием для многих людей - время голода, тифа, безработицы.
Ведущий 2 Первая книга Михаила Зощенко появилась в декабре 1921 года и называлась « Рассказы Назара Ильича господина Синебрюхова». Книга начиналась решительно: « Я такой человек, что все могу... Хочешь -могу землишку обработать по слову последней техники, хочешь - каким ни на есть рукомеслом займусь,- все у меня в руках кипит и вертится. А что до отвлеченных предметов,- там, может быть, рассказ рассказать или какое-нибудь тоненькое дельце выяснить,- пожалуйста: это для меня очень даже просто и великолепно».
Ведущий 1 Вслед за господином Синебрюховым, как из рога изобилия посыпались истории одна другой смешнее. Случаи, в общем-то, пустяковые: то у одного гражданина бирка в бане потерялась - пальто ему не выдают ( рассказ «Баня»), то одна дамочка в театральном буфете целых три пирожных слопала и уже четвертое кусает - за чужие- то деньги ( рассказ «Аристократка»), или вот одного полотера в самый момент революции машина на улице случайно пихнула, так он седьмой год царапину бережет,-все-таки в истории поучаствовал ( рассказ « Жертва революции»)
Ведущий 2 Действие короткого зощенковского рассказа обычно происходит: в коммунальной квартире, театре, вагоне трамвая или поезда, бане. Общий смысл происходящего обычно формулируется в первых же фразах: « Кустарь Илья Иваныч Спиридонов выиграл по золотому займу \пять тысяч рублей золотом» (рассказ «Богатая жизнь»); «У купца Еремея Бабкина сперли енотовую шубу» (рассказ « Собачий нюх»); « Недавно в нашей коммунальной квартире драка произошла» ( рассказ « Нервные люди»)
( чтение вслух рассказа « Нервные люди»)
Ведущий 2 За годы, проведенные в гуще людей, Михаил Зощенко не только постиг их нравы и философию, но и до тонкостей изучил язык простого народа. И уже с первых шагов в литературе стал пользоваться им легко и непринужденно. Много потребовалось писателю творческих сил, чтобы сделать этот язык художественным, экспрессивным, ярким. Искусно пользуясь им для своих рассказов, Зощенко не забывал никогда, что сам по себе этот язык глуповат и что из него можно извлекать без конца множество комических и живописных эффектов именно потому, что он так уродлив, нелеп и смешон.
( чтение вслух рассказа «Честный гражданин»)
Ведущий 1 У Зощенко было особое чутье на малейшие колебания и перепады в общественной атмосфере. Он безошибочно верно улавливал именно тот жизненно важный вопрос, который в данный момент волновал людей. Так появились его рассказы о жилищном кризисе, действие в которых происходит в коммунальных квартирах (рассказ «Кризис»). Есть у писателя рассказы, где высмеивается презрительное отношение к подчиненным, упоение своей, пусть маленькой, властью, (рассказы «Административный восторг», « Веселая игра»).
Ведущий 2 Во многих рассказах писатель обнажает бездуховность, глупость, грубость. Писал Зощенко и об административных перегибах, бюрократизме, волоките, взяточничестве, о равнодушии лиц, в чьи прямые обязанности входила забота о благоустройстве быта.
( чтение вслух рассказа «Кошка и люди»)
Ведущий 1 Герои Зощенко не столько смешны, сколько жалки. Писатель однажды слышал, как один рабочий, беря книгу с полки, сказал библиотекарю: « Это не просто смешные рассказы, над ними плакать надо!» В самом деле, так ли уж смешно, если мужик из рассказа «Беда» отказывал себе в самом необходимом, накопил денег на лошадь, а купив ее, не удержался, зашел в трактир, да и пропил покупку. Или если девушка, в которую влюбляется герой рассказа «Мадонна» оказывается особой легкого поведения и наутро требует денег? И в рассказе «Именинница» мало смешного, когда мужик сам едет на телеге, а жену заставляет тащиться по грязи, потому что ему лошадь жалко, а бабе ничего не сделается - «она у меня, дьявол, двужильная»!
Ведущий 2 Произведения Зощенко 20-х - начала 30-х годов читатели очень любили. Именно они сделали имя писателя известным всей стране и определили его место в литературе, утвердив за ним прочную репутацию блестящего мастера сатиры. Направление его творчества поддерживал Горький. Есенин считал, что « в нем есть что-то от Чехова и от Гоголя».
Ведущий 1 Вплоть до 41 -го военного года продолжали выходить в свет отдельные рассказы и целые книги: сразу ставшая знаменитой « Голубая книга», « Письма к писателю», основанные на реальной переписке с читателями, неожиданная и совершенно необычная «Возвращенная молодость». В конце 30-х стали появляться рассказы, специально написанные для маленьких детей, в которых простота и краткость слога соединилась с тихим, ласковым юмором и мудростью грустного человека.
Ведущий 2 В 1940 году вышла книга рассказов для детей «Самое главное». Здесь речь идет не о выборе профессии, не о том, кем быть, потому что для Зощенко главное - каким быть. Тема формирования высокой нравственности - та же, что и в произведениях для взрослых, но раскрывается она применительно к детскому уровню восприятия и мышления. Писатель учит детей быть храбрыми и сильными, умными и добрыми. С ласковой и веселой улыбкой повествует он о животных, вспоминает эпизоды из своего детства, отовсюду умея извлечь нравственный урок и донести его до юного читателя в предельно простой и доходчивой форме.
Ведущий 1 Когда началась война и писателей эвакуировали из осажденного Ленинграда, Зощенко попал в Алма-Ату. Трагедия блокированного Ленинграда, грозные удары под Москвой, великая битва на Волге, сражение на Курской дуге - все это глубоко переживалось и в незатемненном городе у склонов Ала-Тау. Стремясь внести свою лепту в общее дело разгрома врага, Зощенко много пишет на фронтовые темы. Здесь и сценарии короткометражных фильмов, сатирические пьесы «Кукушка и вороны», «Трубка фрица» , ряд новелл и юморесок, рассказов в том числе рассказы «Рогулька», «Фокин - Мокин», «Фотокарточка».
Ведущий 2 В 1943 году в печати появились первые главы книги «Перед восходом солнца» и рассказ «Приключения обезьяны». Эти произведения Зощенко были жестоко раскритикованы в советской прессе. Грозные тучи сгущались. Гром грянул в 1946 году, когда вышло постановление ЦК ВКП(б) « О журналах «Звезда» и «Ленинград». Зощенко был заклеймен, как пошляк, как « хулиган и подонок литературы, глумящийся над советскими людьми». Отныне имя Зощенко приобрело статус бранного слова, выпав из литературного обихода. Он был исключен из Союза писателей.
Ведущий 1 Лишенный возможности зарабатывать на жизнь собственным литературным трудом, Зощенко занялся переводами с финского и с языков народов СССР. В печати стали появляться его фельетоны. Особый успех выпал на долю перевода рассказа финского писателя Майю Лассилы «За спичками». И только в июне 1953 года, после смерти Сталина, Зощенко снова был принят в Союз писателей. Не восстановлен, а принят заново: этим подчеркивалось, что исключение его не было ошибочным, что его исключили « за дело».
Ведущий 2 Вторая волна опалы в 1954 году окончательно подорвала здоровье писателя. Он болел, терзался неотвязными мыслями о случившемся, казавшемся ему непоправимым, впадал в глубокую хандру. Ничто вокруг не радовало писателя - ни публикация отдельных произведений, ни образовавшееся вокруг него затишье. Выход из печати в 1956 году - после десятилетнего перерыва - сборника юмористической прозы ненадолго принес писателю облегчение: 22 июля 1958 года Михаил Зощенко скончался. Власти не позволили похоронить классика в музее-некрополе «Литераторские мостки» на Волковском кладбище, где нашли последний приют многие российские литераторы. Похоронили Зощенко в Сестрорецке на местном кладбище. Очевидцы утверждают, что на лице Михаила Зощенко, мрачного при жизни, угадывалась улыбка.
Ведущий 1 Если бы существовала одна большая КНИГА ВРЕМЕН, имя Зощенко было бы вписано туда дважды: в историю страны - на одной из самых темных ее страниц, и в историю русской литературы - рядом с именами самых преданных ее писателей.