«Стихи не пишутся – случаются…»
Сценарий литературно-музыкального вечера по творчеству А. Вознесенского
Слайд 1 Заголовок
Слайд 2 Заголовок с аудио
Вторая половина XX столетия осталась в истории как время грандиозных научных открытий, время романтических надежд. Казалось, что вместе с открытиями в науке рождается новое искусство, новое мироощущение и — новая поэзия, проникнутая духом новаторства и раскрепощения человека от власти устаревших догм. Эта поэзия буквально ворвалась на эстрадные трибуны, призывая слушателей к обновлению жизни. Самое невероятное вдруг оказывалось вполне достижимым и реальным. В эти годы и появляется молодой поэт Андрей Вознесенский, чьи стихи свежо и по-новому отражали это бурное и необыкновенное время.
«Поэт – всегда или первый, или никакой», - сказал когда-то о себе Андрей Вознесенский. После смелых заявлений «кто мы – фишки или великие?», он прочно занял своё место на поэтическом олимпе и был принят миллионами читателей. С самого начала поэзия Андрея Вознесенского была обречена на успех. Он писал, поражая всех новыми, непохожими ни на чьи, стихами.
Слайд 3 с видео
Кто мы - фишки или великие?
Гениальность в крови планеты.
Нету "физиков", нету "лириков" -
Лилипуты или поэты!
Независимо от работы,
Нам, как оспа, привился век.
Ошарашивающее - "Кто ты?"
Нас заносит, как велотрек...
Искромётный, необычный, не укладывавшийся ни в какие рамки, Вознесенский нёс в своих строках и выступлениях свободу. Ту, которую ждали, но не все могли выразить. Он был дерзок, самоуверен, но без мании величия, обладал неистощимой энергией, познал и испытал все: удачу, быстрый взлет и признание, громкую славу и забвение, и не просто забвение, а трагедию одиночества, отверженности, изгнания.
Слайд 4 Выступление
Его выступления собирали ревущие восторгом стадионы. Его излюбленная аудитория — МГУ и Политехнический. Его верный «конвой» — конная милиция, сдерживающая толпы поклонников. На его счету более 20 сборников стихов и поэм, которые отличает особый неповторимый стиль. “Для меня поэзия не хобби, не профессия, а судьба”, - сказал поэт в одном из своих интервью. Он был только и именно — Поэт, поэт во всем.
Слайд 5 Портрет
У него и облик был — Поэта, вплоть до старости, до беспомощности. Распахнутые глаза, нос с «нашлёпкой», пухлые губы вечного русского «мальчика», мальчишеская тонкая шея, которую постоянно обвивали модные шёлковые кашне. «Мягкий внешне, беспомощный, но внутренне — стальной», — говорит о нём Родион Щедрин.
Слайд 6 г. Киржач
Андрей Вознесенский родился 12 мая 1933 года в Москве, но часть детства провёл в г. Киржач Владимирской области.
Слайд 7
Отец поэта - Андрей Николаевич, инженер-гидротехник, доктор технических наук, участник строительства крупнейших гидроэлектростанций - Братской, Ингурской. Мать – Антонина Сергеевна. Из воспоминаний А. Вознесенского: «Она была очень красивая, с большими серыми глазами, улыбчивая, настоящая русская женщина. Если во мне есть что-то поэтическое - это от нее. Мама привила мне вкус к Северянину и Ахматовой».
Слайд 8 Мемориальная доска
Во время Великой Отечественной войны Антонина Сергеевна с Андреем эвакуировались из Москвы в зауральский Курган. Здесь Андрей учился в школе №30. Сегодня на ее здании можно увидеть мемориальную доску, открытую в 2013-ом к 80-летию поэта. Позднее, вспоминая эту пору, Андрей Андреевич написал: «В какую дыру забросила нас эвакуация, но какая добрая это была дыра».
Слайд 9 Портрет
Сочинять стихи Андрей Вознесенский начал достаточно рано, но о своих детских стихах никогда не рассказывал, хотя любовь к рисованию и сочинительству в раннем возрасте у него была огромной. Большое влияние на его судьбу оказал Борис Пастернак, дружба с которым продолжалась много лет. Когда будущему поэту было 14 лет, он отправил несколько своих стихов Пастернаку. Тот прочитал их и сразу же захотел встретиться с юным поэтом. Так началась эта удивительная дружба. “Ваше вступление в литературу - стремительное, бурное, я рад, что до него дожил”,- написал позднее мэтр Андрею Вознесенскому.
Слайд 10 Архитектурный институт
Но, несмотря на такое благословение, Пастернак отговорил Андрея поступать в Литературный институт, заявив: «Вас там ничему не научат, только испортят. У Вас уже есть свой неповторимый стиль». В 1952 г. Вознесенский поступает в Архитектурный институт, но поэзию не оставляет. В 1956 году появляется стихотворение “Первый лёд”.
Мерзнет девочка в автомате,
Прячет в зябкое пальтецо
Всё в слезах и губной помаде
Перемазанное лицо.
Спустя годы это стихотворение в несколько измененном виде станет песней.
Слайд 11 Видео «Первый лёд»
Слайд 12 С макетом
В 1957 г. Вознесенский успешно оканчивает институт, блистательно защищает диплом с вертящимся рестораном и вскоре легко отбрасывает выученное.
Слайд 13 Видео «В Политехническом»
Слайд 14 За письменным столом
Первые публикации Андрея Вознесенского появляются в “Литературной газете” в 1958 году. А первой, умещавшейся на ладони тоненькой книжечкой, он поверг читателей в шок своей непохожестью на других.
Мы писали историю
не пером – топором.
Сколько мы понастроили
деревень и хором.
Пахнут стружкой фасады,
срубы башни, шатры.
Сколько барских усадеб
взято в те топоры!
Сотрясай же основы!
Куй, пока горячо.
Мы последнего слова
не сказали ещё.
Взрогнут крыши и листья.
И поляжет весь свет
от трёхпалого свиста
межпланетных ракет.
Слайд 15 У книжных полок
Уже тогда наиболее прозорливые знатоки поняли, что в лице Вознесенского страна получила нечто ранее не бывавшее. Уже тогда они говорили, что поэзия Андрея Вознесенского воплощает в себе синтез лирики и бьющей в набат тревоги. Необычный ритм стиха, дерзкие метафоры ломали устоявшиеся каноны "благополучной" советской поэзии.
Слайд 16 Книги
Дебютный сборник поэзии Вознесенского увидел свет в 1960-ом. Он получил название «Мозаика». За критику власти и советского строя молодой поэт сразу же оказался в опале. Его произведения были поставлены в один ряд с такими же «неформатными» стихами «шестидесятников» Евгения Евтушенко и Беллы Ахмадулиной. Редактор, позволивший издать сборник Вознесенского, был с треском выгнан из должности, а тираж едва удалось сберечь от уничтожения. Но все неприятные обстоятельства, сопутствовавшие выходу первой книги, не испугали Вознесенского. Спустя несколько месяцев вышел второй сборник, названный «Парабола». Он тут же превратился в библиографическую редкость, хотя был издан огромным тиражом.
Слайд 17 Вознесенский и Высоцкий
Андрея Андреевича начали приглашать на закрытые вечера, где свои произведения читали такие же опальные коллеги. В 1962 году Вознесенский выпустил свой новый сборник, названный «Треугольная груша», что вызвало новую волну негодования представителей власти. Поэта всячески критикуют и унижают, в газетах выходят разгромные статьи придворных критиков. Это неприятие поэта выражалось и в стихах - например, в стихотворении «Модный поэт».
Он сменною модой недельной
когда-то пленял молодёжь.
Так что ж ты, цветок рукодельный,
сегодня не модно цветёшь
Или такое - «Комсомольским активистам».
Им служат оружьем трясучие джазы
И разный заморский абстрактный бред.
У них, говорят, появился даже
Собственный свой популярный поэт…
Но Вознесенский смело отметает все обвинения в свой адрес в формализме, в пустой погоне за эксцентричностью и показной оригинальностью.
Меня пугают формализмом.
Как вы от жизни далеки,
пропахнувшие формалином
и фимиамом знатоки!
«Стихи не могут однозначно пониматься и нравиться абсолютно всем.. Всем нравится только стиральный порошок «Новость» и дубленки. Каждому свое...», - говорит поэт.
Любовь и горе - вне советов.
Нетлеющая верхоглядь
Великих женщин и поэтов,
Не вам учить или понять!
И народ Вознесенского любит. Его произведения перепечатывают и выпускают в «самиздате», передавая друг другу «из-под полы».
Слайд 18 В Кремле
В марте 1963 года Хрущев собрал в Кремле “представителей художественной интеллигенции”. На трибуну был вызван Вознесенский, который успел сказать лишь несколько фраз, как Хрущев, под аплодисменты большей части зала обрушился на молодого поэта, стихи которого были далеки от его понимания, с яростной руганью: Забирайте ваш паспорт и убирайтесь вон, господин Вознесенский!”. К тому же Андрей Андреевич в одном из интервью похвалил Пастернака, который для Никиты Сергеевича был как красная тряпка для быка; да ещё и перед выступлением отметил, что – беспартийный. «Я помню этот зал, который вопил на меня. Нервы, конечно, сдали, едва не сломался... Спасли стихи, которые, к тому же, стали другими - более хриплые какие-то, а не весёлые, ласковые …. Что-то я потерял, но что-то, наверное, приобрел. Так что спасибо Никите Сергеевичу, партии и правительству», - грустно иронизировал поэт.
Слайд 19 Плакат
Целый год опальный поэт скитается по всей стране. До него доносятся гулы собраний, где его разносят, разгромные статьи. На улицах, по всей стране, висел растиражированный плакат, где среди прочего «идеологического мусора», заметна книжечка Вознесенского “Треугольная груша”.
Слайд 20 Видео
Слайд 21 Вознесенский и Кеннеди
Вопреки ожиданиям Хрущёва и его окружения, имя поэта стало по-настоящему культовым. Президент США Джон Кеннеди, позвонил Хрущеву лично и попросил смягчить судьбу поэта. Вознесенскому разрешили выехать в США для выступлений, где он считался одним из популярнейших русских поэтов.
Слайд 22 Портрет
После того, как сняли Хрущева, у Вознесенского с властью сложились двойственные отношения. Его выпускали за границу, но только изредка, реагируя далеко не на все приглашения, которые он получал. Его произведения печатали реже, чем запрещали печатать. Каждый его сборник моментально исчезал из магазинов, а часть тиража просто забирала себе номенклатура. За тридцать лет критика писала о нем считанные разы. Но, несмотря на замалчивание, неизменным оставалось восторженное почитание поклонников - от «шестидесятников» до современной молодежи.
Слайд 23 Афиша
В 1964 году выходит сборник “Антимиры”, ставший основой знаменитого спектакля Театра на Таганке, где Владимир Высоцкий исполнял «Песню акына» на стихотворение Андрея Андреевича.
Слайд 24 Видео «Песня акына»
После этой постановки люди потянулись к поэзии Вознесенского. В театр стали приходить письма, просили показать спектакль еще и еще... и он прошел на сцене 500 раз! Когда на Таганке шли спектакли по стихам Вознесенского, к театру приезжала конная милиция, потому что она предчувствовала, что там будет ажиотаж. В то время не существовало такого жанра – спектакль по стихам поэта. Это было очень ново и непривычно.
Слайд 25 Юнона и Авось
Очень больший успех сопутствовал и сопутствует до сих пор рок-опере «Юнона» и «Авось», основой для которой стала поэма Вознесенского «Авось». Интересна история написания этой поэмы. Все началось, когда Вознесенскому в Сан – Франциско попала в руки поэма американского писателя Брета Гарта, рассказывающая о русском путешественнике Николае Петровиче Резанове, о его злоключениях в Америке и встрече, переросшей в любовь, с юной дочерью губернатора Сан-Франциско. Вознесенский был потрясен, что этой темой интересуются американцы, а русские практически ничего об этой истории не знают. Вернувшись в Советский Союз, Вознесенский, захваченный сюжетом, засел в архивах, выискивая документы и собирая материалы, относящиеся к этим событиям. И в 1970 году была написана поэма «Авось!». Несмотря на очень жесткую цензуру, поэма была напечатана в журнале «Дружба народов» и получила широкий резонанс, как в СССР, так и за рубежом. А романс «Я тебя никогда не забуду» на стихотворение «Сага» вообще считается образцом жанра и до сих пор перепевается многими исполнителями.
Слайд 26 Видео «Я тебя никогда не забуду»
Слайд 27 На сцене
Поэтов всегда вдохновляли взаимоотношения между людьми, но, когда от этих отношений зависят судьбы миллионов, слышатся отчаянные призывы поэтов, предостерегающих человечество от непоправимых ошибок. Не был сторонним наблюдателем и Андрей Вознесенский. Военное детство, наложило отпечаток и на судьбу, и на творчество поэта. Ненависть к войне отразилась во многих его стихотворениях, особенно ярко это проявилось в эпоху «холодной войны», когда Советский Союз и США чуть было не встали на грань ядерного конфликта. Его стихотворение под названием «Почему два великих поэта…» сегодня особенно актуально. А может быть это и есть свойство истинной поэзии – быть актуальной в любую эпоху? Поэт напоминает нам, что дружба и любовь - основа мира, основа существования и жизни каждого человека, и разрушив этот тонкий «шатер кислорода», человечество не выживет просто потому, что задохнется…
Почему два великих поэта,
проповедники вечной любви,
не мигают, как два пистолета?
Рифмы дружат, а люди — увы...
Почему два великих народа
холодеют на грани войны,
под непрочным шатром кислорода?
Люди дружат, а страны — увы...
Две страны, две ладони тяжелые,
предназначенные любви,
охватившие в ужасе голову
черт – те что натворившей Земли!
Для того, чтобы высказывать подобные идеи, нужна и смелость, и хладнокровие, и, стихотворение это наверняка вызвало неодобрения со стороны власти.
Слайд 28 Выступление
И тем не менее, в семидесятые годы Вознесенский часто выступал по телевидению, а в 1978 году получил Государственную премию СССР за книгу стихов «Витражных дел мастер».
Слайд 29 Книги
Его стали достаточно хорошо издавать, выходят новые сборники стихов «Тень звука», «Взгляд», «Выпусти птицу!», «Дубовый лист виолончельный», в которых поэт часто предстаёт перед читателями, как поэт-романтик, воспевающий прекрасное чувство любви. Он не ищет компромиссы. Либо всеобъемлющая любовь, либо вселенская трагедия.
Достигли ли почестей постных,
рука ли гашетку нажала -
в любое мгновенье не поздно,
начните сначала!
“Двенадцать” часы ваши пробили,
но новые есть обороты.
ваш поезд расшибся. Попробуйте
летать самолётом!
Вы к морю выходите запросто,
спине вашей зябко и плоско,
как будто отхвачено заступом
и брошено к берегу прошлое.
Начните с бесславья, с безденежья.
Злорадствует пусть и ревнует
былая твоя и нездешняя -
ищите иную.
А прежняя будет товарищем.
Не ссорьтесь. Она вам родная.
Безумие с ней расставаться,
однако
вы прошлой любви не гоните,
вы с ней поступите гуманно -
как лошадь её пристрелите.
Не выжить. Не надо обмана.
Слайд 30 Видео «Не возвращайтесь к былым возлюбленным»
Слайд 31 С Р. Паулсом
В 1980-е годы раскрылся талант Андрея Вознесенского, как поэта-песенника. Песни на его стихи сразу становились популярными: “Танец на барабане”, “Песня «На бис”, “Верни мне музыку”, “Затмение сердца”, “Двенадцать дней”, “Миллион алых роз”, и многие другие. Но специально для песен поэт написал всего два стихотворения. Вот как он сам об этом рассказывал.
«Как-то на пари я написал для Раймонда Паулса песенку «Барабан». Утром проснулся под внятный шорох за окном. То был шорох не листьев, а денежных купюр. Во всех ресторанах страны играли «Барабан».
А коллеги на нас с Паулсом написали донос, будто в песне замаскирована мелодия... гимна Израиля. Шлягер на время запретили.
Слайд 32 Видео «Танец на барабане»
Слайд 33 С А. Пугачевой
«Тогда мы с Раймондом сделали «Миллион алых роз», вспоминает дальше Вознесенский, - и отдали победоносной Алле Пугачёвой. После этого я перестал писать песни. Как в спорте: попробовал, достиг результата - и бросил…. Кстати, «Миллион…» очень любят в Японии и регулярно присылают мне авторские». Пугачева до последних дней Андрея Андреевича общалась с ним, поддерживала в трудные минуты, не пропустила ни одного юбилея Вознесенского. «В моей душе никогда не увянут миллионы роз, которые он мне подарил», - уверяла Алла Борисовна.
Слайд 34 Видео «Миллион алых роз»
Слайд 35 С женой
Было время, когда на всех радиостанциях звучали: «Миллион алых роз», «Не возвращайтесь к былым возлюбленным», «Я тебя никогда не забуду» - песни, посвященные женщинам. И многие задумывались: а кому же они были посвящены? Нечего и говорить о том, что женщины Вознесенского любили. И он их любил. До середины 1990-х земля слухами полнилась, но почти полвека, с 1964 года, прожил поэт с одной женщиной, писательницей Зоей Богуславской. Свой поэтический миллион алых роз он готов был бросить под ноги не Алле Пугачевой, и не актрисе Татьяне Лавровой, которую ему приписывала молва, и не Белле Ахмадулиной, а, видимо, все-таки ей - Зое Богуславской.
Слайд 36 Зоя Богуславская
«Если жив я назло всем слухам,
в том вина твоя иль заслуга», -
написал как-то Вознесенский о своей жене, которая стала его озарением, спасением, первым читателем, лучшим другом. Отношения их были не просто самым ярким романом в литературном мире, но и примером необыкновенной любви и преданности. «Когда мы с Андреем только сбежались, раздавалось колоссальное количество звонков: ему обо мне, мне о нём, - рассказывала Зоя Борисовна. - Мы ведь уже взрослыми были: я побывала замужем, у него имелось немало женщин, любивших его без памяти. Он говорил: «Я не буду жениться, поэту не надо жениться». И вдруг - я. Не девчонка уже, не топ-модель, не актриса. Этому выбору было дикое сопротивление! Оглушительный шквал: разделить!» Не вышло.
В человеческом организме
Девяносто процентов воды,
Как, наверное, в Паганини,
Девяносто процентов любви.
Даже если — как исключение —
Вас растаптывает толпа,
В человеческом назначении —
Девяносто процентов добра.
Девяносто процентов музыки,
Даже если она беда,
Так во мне, несмотря на мусор,
Девяносто процентов тебя.
Слайд 37 Видео «Затменье сердца»
Слайд 38 С женой
Они были вместе до самой смерти Андрея Андреевича. Жена вытаскивала его из всех передряг. И когда, гуляя в Переделкино, Вознесенский стал жертвой диких собак (36 глубоких укусов, два месяца инъекций от бешенства), и когда такси, в котором поэт возвращался домой, сплющило встречным грузовиком… И когда в 1995-м ему поставили страшный диагноз - атипичный Паркинсон.
Слайд 39 Видео «Не исчезай»
Слайд 40 Видео "Вознесенский на даче"
До последних дней Вознесенский жил и работал в Переделкино, по соседству с дачей-музеем Бориса Пастернака, где два раза в год, 10 февраля - в день рождения Пастернака, и 30 мая – в день смерти поэта, проводил поэтические чтения. И здесь, вдали от городской суеты рождались новые строчки его стихов. Он писал статьи по вопросам литературы и искусства, много и плодотворно занимался переводами, активно участвовал в организации авторских вечеров молодых поэтов, был почётным членом десяти академий мира, в том числе Российской академии образования, Американской академии литературы и искусства, Баварской академии искусств, Парижской академии братьев Гонкур, Европейской академии поэзии и других.
Слайд 41 Портрет
В 2000-е годы у поэта появились большие проблемы со здоровьем. Болезнь Паркинсона особенно заметно сказалась на его голосе, который в 1960-х годах по-настоящему звенел в аудитории Политехнического, но дар поэта остался.
От боли дохну,
Не могу спать,
Мне лезет в окна
75...
– написал, страдая от боли и от бессонницы, Андрей Вознесенский в новой поэме «Серп и топор» в 2007 году. В день 75-летнего юбилея друзья, коллеги, почитатели таланта поэта поздравляли его с юбилеем в новом здании Театра Петра Фоменко. Когда Андрей Вознесенский появился в актовом зале в сопровождении жены и направился к креслу в первом ряду, зрители встали с мест и устроили овацию.
- Слово имениннику – Андрею Вознесенскому! – произнес конферансье. Юбиляр не стал подниматься на сцену, просто встал с кресла и стал читать с «листа» новые стихи. Из-за болезни мог читать только шепотом...
Голос теряю. Теперь не про нас
Госстелерадио.
Врач мой испуган. Ликует Парнас –
голос теряю.
Люди не слышат заветнейших строк,
просят, садисты!
Голос, как вор на заслуженный строк
садится.
Для миллионов я стал тишиной
материальной.
Я свою душу – единственный мой
голос теряю.
Все эти годы - поиски лучших консультантов в международных центрах Паркинсона, доставание редких лекарств, опытных массажистов, строгая диета, сильные болеутоляющие. Паркинсон забрал сначала голос поэта, затем стали слабеть мышцы горла, конечностей. Жена научилась всему, чтобы только ему было легче, у неё как-то получалось забирать его боль. Пригодились старые навыки госпитальной медсестры.… Андрей Вознесенский скончался на её руках. За 15 минут до смерти шептал стихи. Это случилось 1 июня 2010 года на 78 году жизни.
Слайд 42 Памятник
Похоронен на Новодевичьем кладбище рядом с родителями, на могиле которых он сам сделал памятник: огромный шар, символизирующий судьбу, катится по наклонной плоскости, но не падает, потому что его удерживает маленький крест…
Слайд 43 Портрет А. Вознесенского
Андрей Вознесенский прожил непростую и счастливую жизнь. Пережив соблазны и опалы, он остался в России и с Россией. Со всей ее непростой историей, частью которой он стал еще при жизни.