«Чудо по имени Белла»
Сценарий музыкально – поэтического вечера
по творчеству Беллы Ахмадулиной
Слайд 1 Заголовок
Слайд 2 Видео «Пришла и говорю»
Слайд 3 Портрет на фоне музыки
Ведущий 1 Белла Ахатовна Ахмадулина. Она взошла на сцену изящной словесности очень рано, юной девушкой, и не имела соперниц. Как сказал Эльдар Рязанов, она «в юности безо всяких практически усилий, кроме того, что просто писала стихи, поднялась, взошла на Парнас, на Олимп, на Эверест, на Монблан, на Эльбрус и на все остальное. И осталась там, великая, непревзойденная, недосягаемая и прекрасная». На библиотечной полке она – рядом с Ахматовой. В мире высокого искусства – рядом с камерной музыкой: почти бесплотной, но теплой и грустно - умной. В пространстве жизни – с бедами и эйфориями земного времени, отведенного ей судьбой.
Слайд 4 Перед зрителями
Ведущий 2 Белла Ахмадулина царила в 60-е годы ХХ века, в короткую, но яркую эпоху «шестидесятников». Поэты – «шестидесятники» собирали многотысячные аудитории, их лирические сборники мгновенно раскупались, а сами авторы на долгие годы стали не только властителями душ и умов, но и символом творческого подъёма, свободомыслия, общественных перемен.
Слайд 5 В детстве
Ведущий 1 Она родилась Изабеллой. Ее мама была увлечена Испанией: гордое королевское имя Изабелла казалось ей воплощением всего испанского. Повзрослев, девочка отказалась от испанско - королевского следа: она избавилась от «Изы», оставив себе только «Беллу»: Белла, Белочка, Белка… Себя она определяла так: «организм довольно дюжий, характер смешливый, игривый, нетяжеловесный, ненавязчивый».
Слайд 6 В детстве
Крепкая, по-восточному пухлолицая девочка с длинной косой старшеклассницы 1950-х годов. В её жилах текла «горючая смесь» кровей: итальянской, татарской и русской. Отсюда – её необычная красота, певучий голос, особенное очарование.
Ведущий 2 Белла Ахмадулина родилась в 1937 году, мрачнейшем году русской истории. Раннее детство её совпало со второй мировой войной, юность – с послевоенными лишениями. Она - прилежная посетительница Дома пионеров, литературной студии и драмкружка. «Мы все писали что-то заунывное «загробное», — рассказывает Ахмадулина в прозе. А в стихах так:
Это я — мой наряд фиолетов,
Я надменна, юна и толста,
Но к предсмертной улыбке поэтов
Я уже приучила уста.
Слайд 7 В Литинституте
Ведущий 1 Стихи Белла начала писать еще в школе, в начале пятидесятых. Читатели узнали ее сначала как журналистку, которая писала для скромной газеты «Метростроевец» пусть пока не поэтические, а репортерские строки об оранжерее, в которой выращивают огурчики для работников Метростроя, об электропоездах. Но «она быстро созревала и совершенно без вреда для себя прошла через Литинститут имени Горького, превращающий соловьев в попугаев», - так с иронией писал об Ахмадулиной Иосиф Бродский.
Ведущий 2 С самого начала стихи Беллы Ахмадулиной были очень энергичны, а чарующая манера чтения делала их непобедимо – обаятельными. Прелестная юная особа почти мгновенно вызывала у окружающих влюбленность – в стихи, в себя, в само это мгновение.
Слайд 8 Фрагмент фильма «Застава Ильича»
Слайд 9 Первый автограф
Ведущий 1 Студенческие годы Беллы пришлись на период «хрущевской оттепели». Публикации в «толстых» журналах, выступления на поэтических вечерах, жаркие споры и дискуссии в аудиториях и общежитиях, а главное – стихи, непривычные, волнующие, - сделали её имя известным за стенами института.
Слайд 10 Выступление
Ведущий 2
Какое блаженство, что блещут снега,
что холод окреп, а с утра моросило,
что дико и нежно сверкает фольга
на каждом углу и в огне магазина…
…Какая удача, что тени легли
Вкруг ёлок и елей, цветущих повсюду,
и вечнозелёная новость любви
душе внушена и прибавлена к чуду…
…Какое блаженство, что надо решать,
где краше затеплится шарик стеклянный,
и только любить, только ель наряжать
и созерцать этот мир несказанный…
Слайд 11
Ведущий 1 Ее поэтический талант был оценен, но по-разному: и хвалили, и язвили. Беллин талант другого рода – не предавать! — привел к исключению из института. Поводом стал отказ Беллы подписать коллективное письмо против Бориса Пастернака, получившего Нобелевскую премию по литературе, за роман «Доктор Живаго», изданный за рубежом. Позже Ахмадулину восстановили в институте, и она на «отлично» защитила диплом на тему «Стихи и переводы». В 1962 году вышла первая поэтическая книга «Струна», тогда же её приняли в Союз писателей. Дебют Ахмадулиной высоко оценил поэт и драматург Павел Антокольский. В посвященном поэтессе стихотворении он написал:
«Не робей, если ты оробела.
Не замри, если ты замерла.
Здравствуй, Чудо по имени Белла
Ахмадулина, птенчик орла!».
Слайд 12 Портрет
Ведущий 2 Уже тогда, в самом начале пути, от ее стихов исходило ощущение сложившейся взрослости. Белла же признавалась: "Сама по себе я немного стою. Я – старый глагол в современной обложке". Она предпочитала говорить не "лоб", а "чело", не "лодка", а "челн", не "восемнадцать", а "осьмнадцать", не"друзья", а "други"…
Влечет меня старинный слог.
Есть обаянье в древней речи.
Она бывает наших слов
и современнее и резче.
На столе ее, конечно же, не банальная электрическая лампа, а старомодная восковая свеча. Здесь звонят к обедне, читают старые книги, с изысканной вежливостью ухаживают за дамами.
Слайд 13 В машине
Ведущий 1 Но вела себя Белла очень дерзко. Она лихо ездила на автомобиле (а женщина за рулем в то время была исключительной редкостью), носила яркие брюки (такая одежда на девушке тогда считалась неслыханно вызывающей), красила свои темные волосы в ослепительно рыжий цвет и обожала своих друзей.
Слайд 14 Друзья
Ведущий 2 Молодые поэты:Андрей Вознесенский , Роберт Рождественский, Евгений Евтушенко и Булат Окуджава – вот поэтическое братство Беллы Ахмадулиной. Они все только что вышли на сцену, в прямом смысле слова. Залы, где они читали свои стихи – Политехнический, стадион в Лужниках, - переполнены. Люди висят, где только можно, как виноградные гроздья. Публика, молодая и немолодая, рвется слушать новых, талантливых, дерзких. Это трудно себе представить сегодня, но поэзия царила в обществе.
Слайд 15 Белла
И царила – Белла…, уникальная, бесподобная, несравнимая ни с кем, и между тем чуть измученная собственной славой. Искренно стесняясь известности, она внушала читателям: «Это я, человек невеличка…»
Слайд 16 Видео «Это я»
Слайд 17
Ведущий 1 Тонкая, хрупкая, словно неземная, обладавшая твёрдым характером и производившая впечатление «снежной королевы», Ахмадулина была ранимым, доверчивым, миролюбивым человеком, никогда не предававшим близких, родных и друзей. Одним из самых сильных и ценных человеческих чувств Белла Ахатовна считала дружбу, этой дружбой дорожила, как ничем другим. Дар товарищества был частью её поэтического дара.
Слайд 18 Видео «Мои товарищи»
Слайд 19 В лесу
Ведущий 2 Изысканно и легко описывает Белла Ахмадулина окружающую ее повседневность, переплетая модернизм, классические традиции, добавляя собственную неповторимость.
Ведущий 1
Что за погода нынче на дворе?
А впрочем, нет мне до погоды дела —
и в январе живу, как в сентябре,
настойчиво и оголтело.
Сентябрь, не отводи твое крыло,
твое крыло оранжевого цвета.
Отсрочь твое последнее число
и подари мне промедленье это.
Повремени и не клонись ко сну.
Охваченный желанием даренья,
как и тогда, транжирь свою казну,
побалуй все растущие деревья.
Что делалось! Как напряглась трава,
чтоб зеленеть с такою полнотою,
и дерево, как медная труба,
сияло и играло над землею.
На палисадники, набитые битком,
все тратилась и тратилась природа,
и георгин показывал бутон,
и замирал, и ожидал прироста.
Испуганных художников толпа
на цвет земли смотрела воровато,
толпилась, вытирала пот со лба,
кричала, что она не виновата:
Она не затевала кутерьму,
И эти краски красные пролиты
не ей — и в доказательство тому
казала свои бедные палитры.
Нет, вы не виноваты. Все равно
обречены менять окраску ветви.
Но это все, что желто и красно,
что зелено, — пусть здравствует вовеки…
Слайд 20 Портрет
Ведущий 2 В конце 60-х годов в эмигрантском издательстве «Посев» вышел сборник стихов Беллы Ахмадулиной «Озноб», что расценивалось в то время, как измена Родине в самой непростительной форме, и не могло остаться безнаказанным. Следующие книги Ахмадулиной хоть и подвергались самой пристальной цензурной обработке, варварски урезались, но продолжали издаваться в СССР. В 70-е годы Белла Ахмадулина с друзьями предприняла попытку издать свободный от цензуры альманах, который они назвали «Метрополь». За это все они были наказаны: одних исключили из Союза писателей, других (в том числе Ахмадулину) перестали печатать. Поэтесса зарабатывала на жизнь в основном переводами грузинской поэзии.
Ведущий 1 Лирические стихи Беллы Ахмадулиной нередко звучали в художественных фильмах. Режиссеры хорошо понимали, что ее поэзия наполняет кино особым настроением. Одним из популярнейших романсов, которые прозвучали в кино, стал «А напоследок я скажу» из фильма «Жестокий романс».
Слайд 21 Видео «А напоследок я скажу»
Слайд 22
Ведущий 2 Знаменитое стихотворение "По улице моей …» написано Беллой Ахмадулиной в 1959 году и, положенное на музыку было представлено в фильме «Ирония судьбы, или «С легким паром! » впервые появившемся на экранах 1 января 1976 года, как раз в то время, когда Ахмадулина начала терять своих друзей одного за другим.
Слайд 23 Фрагмент из фильма «Ирония судьбы» с песней
«По улице моей который год…»
Слайд 24
Ведущий 1 Ощущение потери и одиночества человеческой души – частый мотив произведений Ахмадулиной. Искусство "призвано не веселить людей, а приносить им страдания", - так молодая Белла Ахмадулина писала в своей статье еще в студенческие годы. Одно из таких стихотворений – "О, мой застенчивый герой…" - проникновенно читает героиня Светланы Немоляевой в "Служебном романе" Эльдара Рязанова.
Слайд 25 Видео «О, мой застенчивый герой…"
Слайд 26 Кадр из фильма
Ведущий 2 Довелось Белле Ахмадулиной испытать на себе и профессию актрисы. В фильме Василия Шукшина «Живет такой парень» ей досталась автобиографическая роль журналистки из Ленинграда. Ей и играть-то особенно не пришлось – Шукшин с большим уважением относился к Ахмадулиной и поэтому не стал ей даже никаких советов давать. Просто попросил войти в кадр и сказать свой текст.
Слайд 27 Фрагмент из фильма «Живет такой парень»
Слайд 28 Кадр из фильма
В фильме «Ключ без права передачи» Белла Ахмадулина снялась в роли декламатора стихов на улице у Пушкинского дома на Мойке в день 139-летия со смерти поэта. Она читает своё стихотворение «Дачный роман».
Слайд 29 Фрагмент из фильма «Ключ без права передачи»
Слайд 30 Портрет
Ведущий 1 Ахмадулина была чистый лирик, писала о вечном и личном. Она жила любовью, окружала себя любовью и писала о любви. Любовь для Ахмадулиной - не смысл существования, а нечто естественное, незаметно, бессловесно пронизывающее весь мир, но при этом мир всегда оказывается важнее любви:
Я знаю истину простую:
Любить - вот верный путь к тому,
Чтоб человечество вплотную
Приблизить к сердцу и уму.
Всегда быть не хитрей, чем дети,
Не злей, чем дерево в саду,
Благословляя жизнь на свете
Заботливей, чем жизнь свою.
Ведущий 2 В поэтических кругах она слыла роковой дамой, в которую влюблялись после пяти минут знакомства. Мужчины чувствовали ее недосягаемость, и это только разжигало их интерес.
Слайд 31 С Евтушенко
Первым законным мужем Беллы был Евгений Евтушенко, с которым она училась в Литинституте. Семейная жизнь двух поэтов проходила в ссорах и примирениях, прогулках по Москве и одаривании друг друга стихами. Евтушенко и Ахмадулина прожили вместе три года.
Весной, весной, в ее начале,
Я, опечалившись жила.
Но там, во мгле моей печали,
о, как я счастлива была,
когда в моем дому любимом
и меж любимыми людьми
плыл в небеса опасным дымом
избыток боли и любви.
Кем приходились мы друг другу,
никто не знал, и всё равно -
нам, словно замкнутому кругу,
терпеть единство суждено…
Слайд 32 С Нагибиным
Ведущий 1 Вторым супругом Ахмадулиной стал Юрий Нагибин, писатель. Влюбленность Нагибина была такой, что во время выступления Беллы на сцене он не мог сидеть, вставал у стены и держался, чтобы не упасть от необъяснимой слабости в ногах.
Дождь в лицо и ключицы,
и над мачтами гром.
Ты со мной приключился,
словно шторм с кораблем.
То ли будет, другое...
Я и знать не хочу -
разобьюсь ли о горе,
или в счастье влечу.
Мне и страшно, и весело,
как тому кораблю...
Не жалею, что встретила.
Не боюсь, что люблю.
Ведущий 2 В то время Белла была на пике своей экстравагантности. Брак с Нагибиным продолжался восемь лет. Белла пыталась сохранить семью, взяла на воспитание приемную дочь Анну, но разрыв был неизбежен. Нагибин считал детей недопустимой помехой творчеству, и ни одна из шести его жен это правило не нарушила.
Из глубины моих невзгод
молюсь о милом человеке.
Пусть будет счастлив в этот год,
и в следующий, и вовеки.
Я, не сумевшая постичь
простого таинства удачи,
беду к нему не допустить
стараюсь так или иначе.
И не на радость же себе,
загородив его плечами,
ему и всей его семье
желаю миновать печали.
Пусть будет счастлив и богат.
Под бременем наград высоких
пусть подымает свой бокал
во здравие гостей веселых,
не ведая, как наугад
я билась головою оземь,
молясь о нем — средь неудач,
мне отведенных в эту осень.
Слайд 33 С Кулиевым
Ведущий 1 Отцом ее второй дочери Елизаветы стал сын кабардинского писателя Кайсына Кулиева – Эльдар. Белла, казалось, не слишком убивалась, теряя одну любовь за другой.
Ни слова о любви! Но я о ней ни слова,
не водятся давно в гортани соловьи.
Там пламя посреди пустого небосклона,
но даже в ночь луны ни слова о любви!
Так долго я жила, что сердце притупилось,
но выжило в бою с невзгодой бытия,
и вновь свежим - свежа в нём чья-то власть и милость.
Те двое под луной - неужто ты и я?
Слайд 34 С Мессерером
Ведущий 2 Она одаривала потомков бессмертными строками и шла дальше, своими особыми тропами. Однажды на одной из них ей встретился театральный художник, двоюродный брат Майи Плисецкой и известный в московской богемной среде Борис Мессерер. Это стал последний и самый продолжительный брак поэтессы, они прожили вместе более 35 лет. В последней книге Беллы Ахмадулиной «Путник» - есть строки, посвященные мужу:
Еще жива, еще любима,
всё это мне сейчас дано,
а кажется, что это было
и кончилось давным-давно…
Слайд 35
Ведущий 1 После встречи с Мессерером творческая карьера Ахмадулиной пошла в гору: в 1977 году она получила титул Почетного члена Академии искусств и литературы в США, в 1989 году ее творчество признали, наконец, и в родной стране — она стала Лауреатом Государственной премии СССР за книгу стихов «Сад». Сегодня изданы десятки ее сборников: поэзия, переводы, эссе..., её стихи переведены более чем на 20 языков мира.
Слайд 36 С Мессерером
Ведущий 2 В последние годы Белла Ахмадулина тяжело болела, практически ничего не видела и передвигалась на ощупь. Они ходили, взявшись за руки – крепкий, основательный Мессерер и хрупкая, изящная Ахмадулина. Казалось, так будет всегда. Но судьба распорядилась иначе… 29 ноября 2010 года Белла Ахмадулина умерла на своей даче в Переделкино. Это известие потрясло многих, большинство поклонников поэтессы даже не успели с ней проститься, а её уже похоронили в тот же день, на Новодевичьем кладбище Москвы, скромно и тихо, без пафоса и громких речей. Скорее всего, такова была последняя воля этой хрупкой, но твёрдой, как сталь, женщины.
Слайд 37 Портрет на фоне минусовки
Ведущий 1
Ну вот и ты... Ты за друзьями вслед
Печально улыбнувшись, вдруг шагнула
В ноябрь, в осенний мокрый снег,
В безмолвие и строгость караула.
В том карауле все твои друзья,
Они при деле, и при строгой стати
Стоят они, расправив для тебя
Забытое голубенькое платье.
А позади осталось меньшинство,
С характером крутым тоска и холод,
Логичный ход часов и естество,
Твое окно, и голос твой и город.
Осталась мудрость, слезы и печаль,
На книжных полках страсти силуэты
Так ветер нежность с горечью венчал
Так уходили в караул поэты.