«Я склеиваю трещинки души…»
Литературно-музыкальный вечер, посвященный творчеству
Риммы Казаковой
Слайд 1 Заголовок
Любителям поэзии, конечно же, хорошо знакомо имя Риммы Фёдоровны Казаковой. На знаменитые вечера в Политехническом, где она выступала вместе с Евтушенко, Ахмадулиной, Вознесенским, выстраивались многотысячные очереди. Песни на её стихи исполняли практически все звёзды советской эстрады. Её любовной лирикой зачитывалась молодежь всей страны.
Сама о себе Римма Казакова писала: «Я многое в жизни смею, и с этой звездой во лбу, как целый народ, имею историю и судьбу».
Слайд 2 Портрет
Поэтическая судьба Риммы Казаковой была очень красивая и яркая. При жизни ей сопутствовали признание и успех, а уходя, она всего лишь переступила тонкую грань между жизнью и смертью, оставаясь здесь – стихами. Темы её стихов близки и понятны читателям разных возрастов. В них – ее мятежная душа, стремящаяся к гармонии и любви, в них – судьба каждой российской женщины, ее мечты, тревоги и печали.
Из первых книг, из первых книг,
которых позабыть не смею,
училась думать напрямик
и по-другому не сумею.
Из первых рук, из первых рук
я получила жизнь, как глобус,
где круг зачеркивает круг
и рядом с тишиною - пропасть.
Слайд 3 Детство
Родилась Римма Федоровна 27 января 1932 года в Севастополе, в семье военного.
Слайд 4 Портрет
Раннее детство Римма Казакова провела в Белоруссии, школьные годы — в Ленинграде.
Детство необычно началось.
Для меня навеки детство – это
Маленький простой военный пост
За сплошной стеной зеленых веток;
Это наше тесное жилье:
Три казенных стула, табуретка,
Шкаф, где хлеб, посуда и белье,
Книжки и отцовская планшетка.
Слайд 5 Видео «Небо детства»
Родители в силу советской моды наградили дочь удивительным именем – Рэмо (Революция, Электрификация, Мировой Октябрь). Вокруг росли детишки с именами Мэлор (Маркс, Энгельс, Ленин, Октябрьская революция), Ким (Коммунистический интернационал молодежи), встречались даже Даздрасмыгды (Да здравствует смычка города и деревни), Даздрапермы (Да здравствует Первое мая), Лапанальды (Лагерь папанинцев на льдине). «Мое имя приговорило меня к экстравагантности, а я этого терпеть не могу», – говорила про себя Римма Казакова. Друзья же звали её просто Галкой - за темный цвет волос, темные глаза, за угловатость и худобу. После окончания пединститута Казакова поняла, что ехать с таким именем в российскую глубинку неблагоразумно и подала заявление в загс. Благодаря сильному и настойчивому характеру Казаковой, сумевшей убедить чиновников в необходимости смены имени, имя Рэмо было благополучно изменено на Римму и забыто. Как вспоминала подруга, поэтесса – шестидесятница Татьяна Кузовлева, «смена имени в советскую эпоху была делом чрезвычайно трудным, потому переименование произошло не с первой попытки — поначалу в ЗАГСе строго пристыдили заявительницу за отсутствие патриотизма».
С сильным характером Казаковой первым познакомился отец, когда ей было 16 лет. Тогда он служил военным комендантом в маленьком городе в ГДР. Ему нравилось, как дочь читает стихи, и он заставлял Римму не только участвовать в самодеятельности, но и выступать перед сослуживцами на домашних застольях. Однажды, когда Римма взбунтовалась, отец достал оружие…. Она уступила, но это, как вспоминала потом Казакова, была ее последняя домашняя гастроль.
Слайд 6 Видео «Воспоминания»
Слайд 7 Портрет
В 20 лет с новым именем Римма Казакова, закончив исторический факультет Ленинградского университета, повинуясь романтизму молодежи того времени, в силу своей смелости и решительности, которые были с нею до последних дней, ринулась «за туманами, дальними странами» на Дальний Восток, в Хабаровск - в поисках жизненного опыта.
Диплом и путевка на дне чемодана.
Транзитный билет,
Место в жестком вагоне.
Прощайте, в предутренней дымке тумана
Над сонной Фонтанкой застывшие кони!
Прощайте и скверы, и белые ночи,
И ты, петропавловский шпиль одинокий…
Качает вагон, и колеса бормочут:
«На Дальнем Востоке, на Дальнем Востоке…»
Прихватила Римма с собой в дорогу привезенный для нее отцом с фронта маленький итальянский аккордеон, на котором увлеченно играла, неплохо пела, знала множество песен, особенно военных. Да и сама уже тогда кое-что сочиняла.
Слайд 8 Видео «О Светлове»
Слайд 9 Сборник стихов
А уже в 1958 году вышел первый сборник её стихов «Встретимся на Востоке», после выхода которого, стихи Риммы Казаковой начала переписывать от руки вся страна.
Мне опять на Восток.
Это к счастью, ей богу!
Хоть меня и не ждешь ты,
Грусти – не грусти…
Но люблю я просторы,
Люблю я дорогу!
Сердце рвется туда.
Сердце снова в пути.
Может, вновь нас с тобою
Случайная встреча
Где-нибудь у Охотского моря сведет.
Может, будет еще
Алый мартовский ветер, талый снег
И тяжелый подтаявший лед…
Слайд 10 Портрет
В Хабаровске Казакова прожила 7 лет, работала в Хабаровском окружном Доме офицеров на должности лектора-консультанта, а затем получила пост редактора в Дальневосточной студии кинохроники. Хабаровский край стал настоящим вдохновением для молодой Риммы Казаковой, несмотря на весьма суровый ритм жизни в тайге. Из-за своей работы девушка должна была часто отправляться в различные поездки и общаться с людьми, живущими на Дальнем Востоке с самого детства. Эти люди также помогли юной поэтессе вызвать в воображении необходимые образы, подобрать слова, создать метафоры и аллегории, благодаря которым родились ее бессмертные стихотворения.
Слайд 11 Видео «Выступление в Политехническом»
Жизнь - наковальня. Поднимайте молоты!
На молодости - главные дела.
Мы молоды. Мы будем вечно молодо
смотреться в реки, в книги, в зеркала...
Слайд 12 Портрет
Хотя Римма Федоровна хорошо относилась к профессии педагога и любила историю, все же она понимала, что главным делом своей жизни хочет сделать именно поэзию. В 1959 году, через год после издания ее первого стихотворного сборника, Казакова стала членом Союза писателей СССР. Желая усовершенствовать свой стиль, поэтесса поступила на высшие литературные курсы, работавшие при Союзе писателей СССР, и в 1964 году успешно их окончила.
Слайд 13 Выступление
После того, как Римма Федоровна начала вести активную деятельность в Союзе писателей и публиковать свои многочисленные произведения, она обосновалась в Москве. Но, как признавалась сама поэтесса, застать ее в столице всегда было трудно. Она писала о себе: «Когда я была ещё юной, мама меня спросила: «Чего ты хочешь от жизни?». Я сказала; «Хочу сама себя кормить, много ездить и встречаться с интересными людьми». Все эти надежды сбылись…. Казакова объездила весь Советский Союз, весь мир, не была только в Австралии. Все деньги, которые зарабатывала, тратила на путешествия. Но всегда боялась, по выражению одного писателя, стать «чемоданом с наклейками». Дороги, их дух, красоты разных уголков родной страны и всего мира, возможность пообщаться с новыми людьми всегда много значили для Казаковой и стали основой, движущей силой ее творчества. По следам ее «дорог» созданы многие стихотворения.
Слайд 14 Портрет зимний
Опять какая-то поездка…
На сколько верст? А может, лет?
Мне, как военная повестка,
в кармане руку жжет билет.
Уеду от своей избушки,
отрину, руки разомкну.
И это будет — как из пушки,
да, как из пушки на Луну.
Уеду от мальчишки с челочкой,
как будто он уже не в счет,
к узбекам, финнам, или орочам,
или куда-нибудь еще.
Слайд 15 Портрет
«Как вы думаете, какая страна была самой любимой у Казаковой?». Ответ, возможно, вас очень удивит. Её любимая страна – Монголия. Не Франция, не Италия, не Англия, - Монголия. Даже монголы не понимали, за что она так любит их страну. Она им объясняла: «Монголия – она такая изначальная. Там такая природа! И человек без всех этих небоскребов, без сложных экономических и прочих отношений чувствует и понимает себя гораздо больше. Там тихо и можно заглянуть в себя».
В краю, где так природы много,
что человека не видать,
где вьется по горам дорога
в заоблачную благодать,
где скал застывшая щетина
под чуткостью ранимой рук, —
не одинокость ощутила,
а одиночество вокруг…
Слайд 16 Портрет
Лучшие стихи Казаковой – не о социальных проблемах. Наиболее широкую известность ей принес цикл стихотворений, основные мотивы которого дружба, верность, любовь, материнство – словом, раздумья на «вечные темы». О великом она говорила просто. «Любовь - движитель всего. Из нее вырастают и цветы на подоконнике, и стихи, даже суп, который я варю, - от любви», - говорила поэт. Она не боялась посторонних взглядов. Все свои слабости, горести, искушения и грехи она привыкла доверять перу, бумаге и незнакомым людям, говоря в интервью: «Я не боюсь быть открытой. Не боюсь бросить своё сердце. Топчите его, я подниму, вымою и вложу обратно. Я пришла к выводу, что от меня не убудет. Для меня это неопасно».
Личная жизнь Риммы Федоровны не сложилась. Мужчина, который был бы вровень с ней одарен талантом и страстью к жизни, человеческой щедростью так и не встретился. Те, кто оказывался рядом, такого неженского напора лидерства не выдерживали. Да она и сама зачастую видела «ничтожность предмета, что вызвал высокие чувства».
Слайд 17 Видео «Антигерой»
Слайд 18 С мужем
Друзья вспоминали, что она была очень влюбчивой, даже в зрелом возрасте. Первым её мужем стал писатель и публицист Георгий Радов. В 29 Казакова вышла замуж за него, 46-летнего.
Слайд 19 Видео «Медовый август»
Слайд 20 С мужем
По воспоминаниям Казаковой, её муж был человеком, заполняющим пространство, и ей никогда не было с ним одиноко. Замечательный, сильный, мужественный, умный – до бесконечности. У них родился сын Егор, но жили два творческих человека плохо, Радов был пристрастен к алкоголю, да и ударить жену под горячую руку грехом не считал и, в конце концов, все это разрушило семью.
Как ты - так я. Твое тебе верну.
Вздохну, шагну, живой из пекла выйду.
Я слабая, я руку протяну.
Я сильная, я дам себя в обиду.
И прочь уйду. Но не с пустой душой,
не в затаенной горестной гордыне, -
уйду другою. Не твоей. Чужой.
И присно. И вовеки. И - отныне.
Слайд 21 С мужем
Римма Казакова вышла замуж во второй раз. Муж был моложе ее на 11 лет. Он был стоматологом, они и познакомились, когда Римма Федоровна пришла к нему лечить зубы. Но и эта семейная идиллия длилась недолго. Скоро она стала замечать, что ее муж подвержен другому мужскому пороку – он не умел хранить верность.
«Из первых губ, из первых губ
я поняла любви всесильность.
Был кто-то груб, а кто-то глуп.
Но я – не с ними, с ней носилась!» – сожалела о своих официальных браках Римма Казакова.
Последнее увлечение поэтессы походило на ослепительную вспышку. Но эта влюбленность в мужчину на 14 лет моложе закончилась так же быстро, как и вспыхнула.
Слайд 22 Видео «Музыка венчальная»
Слайд 23 С сыном
Кто может угадать, какие драмы кроются за кулисами славы и благополучия? Долгие годы жизнь талантливой и успешной поэтессы Казаковой была словно расколота надвое. С одной стороны – стихи, книги, бурная общественная деятельность и признание, а с другой – страшная боль и страшная тайна. Боль – это сын, Егор Радов. Несколько лет он плотно сидел на героине. «Лет пять или шесть, сам так и не понял…» – позже признавался он. Мать узнала об этом очень не скоро. Она догадалась о болезни Егора и его жены, только когда застала их на кухне за варкой опиума. В семье появился ребенок – любимая внучка поэтессы Маша. Все жили в одной квартире и на заработки Казаковой. Она и готовила, и за малышкой ухаживала. А родители кололись. За эти годы Римма Федоровна перевидала столько ломок… Непонятно, как не сломалась сама.
В конце печальной эпопеи,
перевернувшей жизнь мою,
я на развалинах Помпеи,
ошеломленная, стою.
Потом случилась трагедия - жена Егора шагнула из окна. Ей было всего 30 лет, а дочке Маше – 8. После случившегося Егору наконец-то удалось вылечиться от наркомании. Несмотря на сильнейший стресс, Римма Федоровна продолжала вести активный образ жизни, много работала, хотя трагедия с сыном подкосила её гораздо сильнее всех любовных неудач.
Слайд 24 Портрет
Римма Федоровна была очень ярким, активным и неравнодушным человеком. В 1976–1981 годах она - секретарь правления Союза писателей СССР. В тот период она организовывала Пушкинские праздники поэзии в стране, Дни литературы разных народов, вела работу с молодыми авторами. По инициативе Риммы Казаковой возродились и стали традиционными поэтические вечера в Политехническом музее. Позже она была избрана Первым секретарём Союза писателей Москвы, которым являлась до конца жизни, помогая в этом качестве молодым талантливым писателям издавать книги. А сборники стихов самой Риммы Федоровны, начиная с 1958 года, выходили в свет более 20 раз. Ей принадлежат переводы поэтических произведений с языков стран ближнего и дальнего зарубежья: абхазского, кабардинского, литовского, таджикского, узбекского, немецкого.
Отечество, работа и любовь —
вот для чего и надобно родиться,
вот три сосны, в которых — заблудиться
и, отыскавшись,— заблудиться вновь.
Слайд 25 Видео «1 мая»
Слайд 26 Портрет
За долгие годы в поэзии, в творчестве, несмотря на огромную популярность, Римма Федоровна не получила Государственную премию. И объясняла это тем, что, хотя книга её стихов вновь и вновь выдвигается на Гос. премию, но это дело тусовочное, дают своим. И эта тема не прошла мимо её строк:
Друг мой премией увенчан,
Счастлив: жизнь не зря прошла.
Мол, хоть человек не вечен,
Вечные его дела.
Но не всех она пленила,
А скорей наоборот.
Государство оценило,
Да оценит ли народ?!
В одном интервью поэтесса откровенно призналась: «У меня нет Государственной премии, хотя я сорок лет работаю в поэзии. Думаете, я должна на них сердиться? Не должна! Но выхожу на улицу, и люди меня узнают!» Хотя был и такой случай. Однажды Римма Федоровна в подземном переходе покупала себе какую-то хозяйственную мелочь, и продавщица, внимательно на нее посмотрев, спросила: «Вы актриса?» Привыкшая к популярности Римма Федоровна скромно ответила: «Нет, поэтесса». Тогда продавщица, всплеснув руками, воскликнула: «Боже мой, Ахматова!» Поэтессу это чрезвычайно развеселило». «И ничего, не обидно, когда Ахматовой обзывают. К тому же забавно, хотя и глупо как-то, но ведь забавно все равно». А народ, она знала, её любит.
Слайд 27 Портрет
В какой-то миг неуловимый,
неумолимый на года,
я поняла, что нелюбимой
уже не буду никогда.
Что были плети, были сети
не красных дат календаря,
но доброта не зря на свете
и сострадание не зря.
И жизнь - не выставка, не сцена,
не бесполезность щедрых трат,
и если что и впрямь бесценно -
сердца, которые болят.
В 90-х годах Римма Казакова стала все больше лирики посвящать социальным вопросам. Непростое время после распада СССР Римма Федоровна описывала порой даже резковато, с использованием очень контрастных метафор, но именно так поэтессе удавалось передать свое отношение к происходящему.
Однажды на вопрос корреспондента Матвея Ганапольского, чем можно гордиться в реальной жизни нынешней России, она ответила так: «Не надо ничем гордиться. Любовь к Отечеству предполагает больший акцент к боли народа. Надо больше работать, исправлять сделанное зло, а гордость, гордыня, державность не нравятся мне.... Самая безответная любовь – это любовь к своему отечеству».
Говорю не с горечью, не с болью,
А презрев наивное вранье:
Самой безответною любовью
Любим мы отечество свое.
То ли у него нас слишком много
И не стоит спрашивать так строго,
Требовать, грубить и теребить?
Может быть, не брошен, не несчастен
Каждый, кто к отечеству причастен
Долгом и достоинством – любить...
И пускай оно не отвечает,
Нас не замечает, не венчает...
Ну а мы в просторах долгих лет
Понимаем и с плеча не рубим.
Просто любим.
Безответно любим.
Но сама любовь –
И есть ответ.
Слайд 28 Портрет
Миллионам россиян Римма Казакова известна, не только как автор поэтических сборников, но и как поэт-песенник. У всех на слуху песни «Ты меня любишь», «Мадонна», «Ненаглядный мой», «Ариадна» и многие другие. Есть в стихах Риммы Фёдоровны такая исповедальность, такая глубокая лиричность, что многие из них вдохновляют композиторов, исполнителей, и появляются маленькие песенные шедевры. Сама Римма Фёдоровна вспоминала:
Слайд 29 Видео «О песне «Ненаглядный мой»
Слайд 30 Видео «Ненаглядный мой»
Слайд 31 Видео «Мадонна»
Слайд 32 Портрет
В одном из последних интервью на вопрос журналиста, ради чего стоить жить, Казакова, как истинный поэт, ответила отрывком из своего стихотворения:
«И мы дышим, поскольку нам дышится,
и живем, потому что живем».
А потом добавила: «Надо просто жить. Служить своему призванию. А слава, любовь... Они тебя найдут... Если ты этого стоишь».
19 мая 2008 года в подмосковном санатории Римма Казакова скончалась внезапно в возрасте 76 лет. Она была похоронена на Ваганьковском кладбище в Москве, недалеко от могил Игоря Талькова, Михаила Танича, Булата Окуджавы. Кто-то сравнил смерть от тромба со смертью от пули. Миг – и нет человека. Но от поэта на долгие годы остаются стихи, и пока люди их помнят, поэт остаётся живым.
Слайд 33 Видео «Пожелание»